Либо мы сами, либо наши родственники или друзья хотя бы раз, но соблазнялись заемными средствами. Когда вокруг так много всего разного — яркого, красивого, нужного! — как удержаться от вожделения и не вцепиться в желанную вещь? Тем более что сегодня все это вдруг стало невероятно доступно. «Нужны деньги? Просто возьми их!», «Кредит — это не просто, а очень просто!» — прямо поют с плакатов и видеороликов ослепительные красотки и красавцы.
Но любишь кататься… Приходит время всем нам познакомиться и с оборотной стороной этой медали под названием «легкие деньги». «Берем — чужие и на время, а отдаем — свои и навсегда», — гласит известная поговорка. Тем более что достаются эти деньги зачастую, действительно, с трудом. И вот здесь нас подстерегают большие искушения: а, может, можно как-нибудь облегчить свое бремя? «Может быть, можно… не отдавать, а?» — спрашиваем мы всех и тревожно смотрим по сторонам, холодея от предчувствий и загораясь надеждой. И, конечно, слышим в ответ заветное — МОЖНО! Конечно, можно! «Долги отдают только трусы и дураки, а умные и смелые… Так ты с ними или с нами? Мы поможем, мы знаем, КАК! Мы — антиколлекторы, защитники замученных заемщиков».
Вы любите сказки? Я — да, да и кто их не любит! В них все всегда заканчивается хорошо. На этом, собственно, нас ловили, ловят и будут ловить всякие «хорошие» и мутные личности. Но если мы взрослые и серьезные люди, давайте хотя бы раз попробуем трезво оценить: где — сказка, а где — жизнь? Что из своих капризов и фантазий, невзирая ни на что, все-таки можно в этой ситуации для себя сделать, а что в конечном итоге обернется против нас?
Сказка 1: мой знакомый юрист-антиколлектор суд у банка выиграл! И для меня выиграет!
Сказка 2: антиколлекторы — простые честные люди, бескорыстные защитники народных масс.
Психологическая ловушка: люди принимают решения логикой и рассудком, а не под влиянием своих чувств, капризов и надежд.
Начнем, пожалуй, с конца — с проблем нашего собственного сознания. Почему мы верим одним людям и не верим другим; верим в одних случаях и не верим в других? Ответ прост: потому что нам так хочется. Психологи уже давно предположили, а коммерсанты доказали, что когда сталкиваются доводы рассудка и желаний, последние побеждают в 90% случаев (а то и во всех 100%). Мы верим в то, что нам хочется, в то, чего мы страстно желаем, и упрямо отрицаем противное, несмотря на все рациональные, очевидные и логичные аргументы. Это правило знают не только продавцы всего мира, но и, конечно же, мошенники. Чем, естественно, пользуются.
«Вы же не отказываетесь платить, вы же просто сейчас не можете, так?» — участливо спрашивают сердобольные антиколлекторы. «У вас сейчас просто нет денег? Так за что же вас наказывать?! Мы заставим эти жадные банки пойти вам навстречу!» — продолжают они. «Вы же не преступники, за что же вас наказывать?! По крайней мере, мы отсудим у банков все несправедливо начисленные вам штрафы и комиссии и вернем вам все, что вы уже переплатили!» И мы сразу же верим им, так как страстно хотим этому верить. И даже готовы уже заплатить небольшие деньги за их хлопоты и участие. Увы, на самом деле, только что нас банально поймали в психологическую ловушку — нашу собственную розовую мечту. И мы будем пребывать в счастливом неведении об этом до тех пор, пока больно не приложимся лбом о реальность. А может быть, все же не стоит ждать? Давайте, пока еще есть время, попробуем перечитать эти сказки глазами взрослых людей?
Сказка 1. Можно ли у банков что-то выиграть в суде из-за незаконности их действий?
Так и хочется для начала спросить: «А сами вы как думаете?» Даже элементарная логика подсказывает, что банки, которые не умели бы составлять договоры, или уже разорились бы давно, или лишились бы лицензий. Все банки работают строго в рамках российского законодательства, что отслеживается постоянными проверками Центробанка, Федеральной антимонопольной службы, Генпрокуратуры и иными органами власти. Причем как плановыми проверками, так и спецрейдами по каждому сигналу о допущенных нарушениях. Каждая фраза договора и приложений, каждая совершенная банком операция и осуществленная процедура — все это строго соответствует действующему законодательству. Банки попросту лишены возможности сделать что-то в обход закона. Но… нарушения все-таки бывают? Бывают, правда, редко. Их совершают конкретные люди — сотрудники, которые иногда по ошибке, иногда по халатности могут что-то напутать или забыть. Чтобы уберечь клиентов от таких случаев, банки всегда выдают клиенту второй экземпляр договора и условий обслуживания, где все процедуры прописаны. И клиент своей подписью заверяет, что все понял и со всем согласен. Поэтому, чтобы случайно не обжечься в общении с банками, к юристам надо идти до подписания договора, если что-то не поняли. Но никак не после совершенных ошибочных действий. Нерадивого сотрудника банк накажет, но платить за все допущенные им после подписания договора промахи будет сам клиент.
Если вам кто-то из знакомых или незнакомых юристов или «доброжелателей» заявляет, что он у каких-то банков что-то выиграл, сделайте элементарное — проверьте. Уже несколько лет все суды имеют в интернете свои сайты, где в открытом доступе, с именами и фамилиями судей, размещают все уголовные (ст. 159 УК «Мошенничество») и гражданские дела по возмещению материального ущерба. Попросите у ваших «защитников» конкретные данные — копии приговоров или решения суда — и еще раз проверьте все в интернете в официальных источниках.
Или еще один повод задуматься: ваш знакомый юрист знает, как можно выиграть у банков? То есть знает, как брать деньги и не отдавать? Так вы посмотрите повнимательнее: он же, без сомнения, ездит на «Бугатти» или «Феррари», у него есть особняк в центре города и дом на Канарах? Что, пока нет? А вам он все это обещает, да? Какая фантастически бескорыстная забота о незнакомых людях!
Сказка 2. О бескорыстности
На этот счет приведем только один факт.
«Российская Газета» № 15 (6287), от 24 января 2014 года:
— На Урале мошенники обещают людям избавить их от долгов по кредитам. Яркие объявления с обещаниями «финансовой защиты простых людей» запачкали столбы и остановки Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Челябинска, Казани, Саратова, Москвы…
По сути эти «антиколлекторы» придумали, по формулировке Остапа Бендера, новый, 401-й, «сравнительно честный способ отъема денег у населения».
Гражданка, попавшаяся на удочку фирмы:
— Я заплатила им десять тысяч: 8700 рублей за вступление в пайщики и ежемесячные взносы за обслуживание кредита. Обещали через суд доказать, что я банкрот и не могу расплатиться с банком, а также избавить от звонков коллекторов. Сейчас телефоны этой фирмы не отвечают, коллекторы наседают по-прежнему. Что делать?
Реальность: а можно хоть что-то сделать, обратившись к реально грамотным помощникам?
Можно, и даже не одну, а две вещи: действительно побороться за размеры пени и штрафов и потянуть время. Давайте проанализируем, насколько это выгодно клиенту.
Верховный суд РФ в газете озвучил свою позицию по вопросам банковских комиссий летом прошлого года (газета «Известия» от 4 июня 2013 года).
Верховный суд РФ:
— Взимание комиссий не противоречит ни нормам гражданского права, ни федеральному закону. Но взимание дополнительной комиссии допустимо, если она берется в качестве оплаты самостоятельной банковской услуги, то есть той, что способна принести пользу клиенту. Незаконными являются сборы за открытие и ведение ссудного счета, за рассмотрение заявки, за оформление кредитного договора…
Зачастую при оформлении кредита многие просто невнимательно читают условия договора или не вникают в расчет начисления пени и штрафов за просрочку платежа. Пара своевременно полученных разъяснений поможет существенно сэкономить и время, и деньги. Так что решайте сами: стоит ли терять в судах и первое, и второе из-за собственной невнимательности? «Российская Газета» №223 (6199) от 4 октября 2013 года на первой полосе приводит мнение финансового омбудсмена Павла Медведева.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев:
— На кредит в 100 тысяч может набежать пени и штрафов на полтора миллиона.