Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

29 декабря 2015, 12:00

Борьба с коллекторами: как защититься от «профессионалов» по взысканию долгов

Борьба с коллекторами: как защититься от «профессионалов» по взысканию долгов
Фото: infinica.ru
Банковский должник в определенной степени нарушает закон и права кредитора, однако это не лишает заемщика собственных прав на охрану интересов и свобод.

Дело в том, что встречаются сборщики задолженностей, которые забывают об этом и начинают терроризировать «клиента», а затем и его близких, и просто знакомых. Обязанности и принципы работы коллекторов в российском законодательстве на данный момент четко не прописаны, равно как и ответственность. Единственное, на что можно опираться, это федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (статья 15), «О персональных данных» (статьи 7 и 26). Коллекторские агентства часто пользуются пробелами в законодательстве и нарушают грани дозволенного. Что делать, если вам в дверь позвонил сборщик долгов, рассказала порталу Om1.ru юрист омской правовой организации «Холдинг Закон» Татьяна Савиных.

«Нельзя» для коллекторов

Прежде всего кредитор или коллектор не могут общаться с заемщиком, не назвав своего имени, фамилии, должности, а также организации и ее адреса, от лица которой они действуют.

Запрещено по собственной инициативе кредитора и коллектора звонить или встречаться с должником у него дома в рабочие дни с 22:00 до 08:00, в выходные и праздники с 20:00 до 09:00.

Нельзя требовать возврата долга, запугивая, совершая при этом действия и угрозы с намерением причинить вред заемщику.

Банк должен гарантировать тайну клиента о его операциях, счетах и вкладах, а значит и служащие банка, коими опосредованно становятся нанятые коллекторы, обязаны хранить переданные им сведения о должнике и не могут распространять личную информацию без его согласия.

Как бороться со сборщиками долгов

Что можно делать, если коллекторы явно выходят за границы дозволенного? Во-первых, остудить их пыл можно через банк, передавший им право требований или заказавший у них услуги по взысканию долга. Для этого нужно:

1. На официальном сайте Центрального банка РФ в интернет-приемной описать ситуацию, ссылаясь на нарушение банком одного или нескольких законов, названных выше, и сохранить номер запроса.

2. Затем уже на сайте своего банка в специальной форме обратной связи написать все то же самое, что и на сайте ЦБ РФ, и также указать номер жалобы, отправленной в Центробанк. Незаконные действия со стороны банка должны прекратиться.

Во-вторых, с заявлением на кредиторов или коллекторов можно обратиться в правоохранительные органы, в частности в прокуратуру по месту проживания. Но только в том случае, если действия являются действительно незаконными. К примеру, сборщик долгов пришел к вам без вашего согласия и попытался попасть в дом силой — есть все основания для обращения в полицию с заявлением о нарушении прав, незаконном проникновении в жилище.

Сюда же можно отнести случаи, когда должнику звонят и угрожают, например, что домой или на работу приедет «оперативная группа». Это можно расценить как противозаконные действия, ведь должник не может заранее знать, насколько запугивания соответствуют действительности, но по умолчанию может подразумевать их реальность. Значит, подобные действия кредиторов могут подпадать под уголовный кодекс, в частности — под угрозу причинения вреда здоровью.

Вообще, все разговоры с взыскателями стоит записывать на диктофон или привлекать свидетелей. Кроме того, можно попросить оператора связи сделать выписку звонков, по которой будет видна «навязчивость» коллектора. Личные встречи также стоит фиксировать на аудио- или видеозаписи.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)

Смотрите также