om1.ru
Денежные рынки и валюты В конце января ФРС смягчила риторику, по всей видимости, опасаясь негативного влияния нескольких факторов.

Денежные рынки и валюты

В конце января ФРС смягчила риторику, по всей видимости, опасаясь негативного влияния нескольких факторов.
22 февраля 2019, 12:23
Новости партнеров

Во-первых, если в 2018 году действия Трампа создавали неопределенность для других стран, то в 2019 году шатдаун и введенный режим чрезвычайного положения уже напрямую касаются экономики США. Во-вторых, континентальная Европа переживает не лучшие времена; наконец, нерешенная проблема Brexit рискует нанести удар по рынкам в конце марта. На этом фоне желание ФРС взять паузу понятно, но является ли это изменением долгосрочных приоритетов политики, покажут ближайшие месяцы.

ФРС США смягчила риторику: В самом конце января ФРС кардинально смягчила риторику. На заседании 30 января она анонсировала возможность пересмотра своих планов по сокращению баланса. Как отметил председатель ФРС Д.Пауэлл в своем комментарии, нормализация баланса ФРС закончится раньше и на более высоком уровне, чем планировалось изначально. Можно сказать, что такое решение выглядит реакцией на сохраняющиеся риски торговых войн, слабую экономическую статистику еврозоны и неопределенность во внутренней экономической повестке.

Однако учитывая, что торговые ограничения являются, по сути, проинфляционным фактором, сценарий повышения ставок не следует сбрасывать со счетов. В этой связи следует отметить, что с конца января фондовый рынок США вырос всего на 5%, то есть продемонстрировал довольно слабую реакцию на действия ФРС. Теперь вопрос заключается в том, в какой степени ФРС изменит план сжатия своего баланса: первоначально ожидалось, что нормализация баланса закончится на уровне около $2,5 трлн, но теперь рынок ожидает, что баланс ФРС стабилизируется на уровне $3,5 трлн против текущих $4,1 трлн и по сравнению с $4,5 трлн на максимуме.

По оценкам экспертов, каждые $0,2-0,3 трлн сокращения баланса ФРС транслируются в повышении ставки на 25 б.п.; таким образом, потенциал повышения ставки ФРС стал примерно на 0,75-1,00 пп. меньше. Соответственно, если ранее рынок ждал как минимум 2 повышения ставки в 2019 году, то сейчас консенсус-прогноз, согласно Bloomberg, - это одно повышение до 2,75%; на 2020 г. рынок ждет неизменной ставки (см. Рисунок 1). Мы ожидаем, что дальнейшие планы ФРС прояснятся после марта, когда будет лучше понятен весь контекст мировых рисков 2019 года.

В ответ на непредсказуемость внутренней ситуации в США: Неопределенность внутренней ситуации в США является важным фактором, усложняющим нормализацию политики ФРС. 15 февраля Д.Трамп с целью получения финансирования для строительства «мексиканской стены» подписал решение о введении режима чрезвычайного положения (ЧП). Этот режим регулируется законом «National Emergencies Act» от 1976 г. и фактически дает президенту США ряд полномочий в обход Конгресса, которые позволят ему собрать сумму в $8,1 млрд. В целом, так же как и шатдаун, режим ЧП не является новым событием для США – с 1976 г. президентами было введено 59 режимов ЧП (см. Рисунок 2) - тем не менее, это первый прецедент, когда причиной ввода ЧП является отказ Конгресса профинансировать нужды президента.

В целом, можно говорить о том, что если в 2018 году действия Трампа создавали большую неопределенность для других стран, то в 2019 году его действия имеют прямые последствия непосредственно для американской экономики. Так, по оценкам, негативный эффект от недавнего шатдауна на экономику США составил больше, чем оценивалось изначально, или около $11 млрд, что эквивалентно 0,2 пп. квартального роста ВВП США.

Слабость Европы также могла заставить ФРС смягчить риторику: Ситуация в континентальной Европе также выглядит фактором, который мог заставить ФРС смягчить тональность своих комментариев. Индекс деловой активности в производственном секторе ЕС снижался на протяжении всего 2018 года и уже достиг уровня 50,5, по состоянию на февраль 2019 г., что является минимумом с 2014 г.

Розничные продажи по итогам декабря 2018 г. упали на 1,6% м/м, что стало крупнейшим снижением с мая 2011 г.; промпроизводство сократилось в декабре на 0,9% м/м против прогноза спада на 0,4% м/м, что стало самым серьезным замедлением с 2008 г. Кроме того, недавно еврокомиссия снизила прогноз роста экономики еврозоны с 1,9% г/г до 1,3% г/г на 2019 год. Хотя все эти цифры однозначно говорят о слабости экономики ЕС, все же есть ряд факторов, которые могут переломить данную тенденцию:

(1) Большинство экономик еврозоны продолжают проведение стимулирующей фискальной политики. В Германии планируются повышение пенсии и выплаты по пособиям на детей, Италия собирается внедрить концепцию гарантированного базового дохода, а в Испании минимальный размер оплаты труда может быть повышен в этом году на 22%. Как ожидается, это может позволить ускорить рост ВВП еврозоны с 0,2% кв/кв в 1П19 до 0,4% г/г во 2П19;

(2) Ожидается рост инвестиционной активности в этом году. Согласно опросу INSEE, французские компании планируют на 10% г/г увеличить объем инвестиций в этом году;

(3) Хотя с политической точки зрения ситуация в Европе остается напряженной, это не меняет кардинально политического расклада в основных странах ЕС. Так, согласно последним опросам, проведенным во Франции, даже несмотря на недавние протестные движения, большинство населения все равно бы вновь проголосовало за Э.Макрона как президента; это, в свою очередь, усиливает вероятность того, что он продолжит реализовывать экономическую политику.

Несмотря на то, что 15 февраля премьерминистр Испании объявил о роспуске парламента и о проведении досрочных выборов, политическая ситуация в Испании сейчас складывается таким образом, что партия «евроскептиков» вряд ли сможет выиграть выборы или получить какое-либо существенное количество голосов в новом правительстве.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter