Антитела к коронавирусу — это совокупность разных антител, направленных к разным антигенам вируса. В случае болезни организм встречается с цельным вирусом, в котором есть все антигены. Поэтому спектр антител к инфекции очень широк. Что касается вакцин, то большая часть из них содержит только определённый фрагмент коронавируса или генетический материал, кодирующий его. Получается, что антитела образуются в отношении этих участков, а не всего вируса, то есть спектр антител более узкий. Об этом «Вечерней Москве» рассказал врач-иммунолог Николай Крючков.
Он отметил, что исключение составляют инактивированные цельновирионные вакцины. Например, «КовиВак», Sinopharm, Sinovac. В таких препаратах цельный вирус, но антител их помощью всё равно образуется меньше, чем после болезни.
«Вирус всё же неживой. Он не размножается. Также при инактивации вирусных частичек происходит изменение антигенного состава. Многие считают, что поэтому лучше встретиться с цельным вирусом. Но надо помнить, что заражение влечёт за собой целый ряд негативных последствий, включая летальный исход. Кроме того, нам и не нужно для того, чтобы организм эффективно справлялся с инфекцией при повторной встрече с ней, иметь полный слепок антигенного состава вируса», — добавил медик.
Главное для человека — высокое количество нейтрализующих антител. Поэтому вакцины достаточно, чтобы организм запомнил опасного противника и начал борьбу с ним при новой встрече.
По словам Крючкова, есть версия, что естественные антитела сохраняются в организме дольше поствакцинальных. Также он подчеркнул, что максимум антител в крови фиксируют через 1–1,5 месяца после перенесённой болезни. Количество антител снижается через 2,5–3 месяца.
По его словам, клетки памяти, фиксирующие информацию о вирусе, с которым встречался организм, сохраняются на годы. Но это не значит, что организм защищён. Для безопасности здоровья нужны эффекторные лимфоциты и нейтрализующие антитела в достаточной концентрации.
Ранее мы рассказывали, почему новосибирцы боятся делать прививки от коронавируса.