om1.ru
«Мы ехали в шестом вагоне. Горели мама, брат и я». Вспоминаем страшную трагедию, унесшую жизнь 130 омичей 3 июня, исполнилось 33 года с момента катастрофы, унесшей жизни сотен человек — она стала крупнейшей в истории СССР железнодорожной аварией.

«Мы ехали в шестом вагоне. Горели мама, брат и я». Вспоминаем страшную трагедию, унесшую жизнь 130 омичей

3 июня, исполнилось 33 года с момента катастрофы, унесшей жизни сотен человек — она стала крупнейшей в истории СССР железнодорожной аварией.
4 июня 2022, 22:40
Спецпроект

«Мы ехали в шестом вагоне. Горели мама, брат и я». Вспоминаем страшную трагедию, унесшую жизнь 130 омичей
Фото: Архив Om1.ru

Летом 1989 года на 1710 километре Транссибирской магистрали в момент проезда двух поездов, № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск», произошел взрыв.

По официальной версии, взрыв случился из-за аварии на проходившем рядом трубопроводе — газ скопился на поверхности реки и взорвался. В этот момент в поездах ехали 1384 официально зарегистрированных пассажира, включая 383 ребёнка. По разным оценкам, в этой трагедии погибло от 575 до 645 человек, в том числе 181 ребёнок (детская хоккейная команда из Челябинска «Трактор-73» погибла практически в полном составе). 623 человека получили увечья. Среди погибших было и около 130 омичей. Не исключается, что в действительности пассажиров было значительно больше: кто-то мог ехать без оформления, по договоренности с проводником. Кроме того, билеты не выписывались детям до 5 лет. Еще 86 человек входили в поездные команды.

Мощность взрыва, по оценкам экспертов, была эквивалентна 250—300 тоннам тринитротолуола. Некоторые эксперты сравнивали случившееся чуть ли не с ядерным взрывом в Хиросиме, указывая, что он был всего лишь в семь раз слабее. Два локомотива и 37 вагонов получили повреждения, 11 вагонов оказались сброшены с путей. Почти все они выгорели, многие были расплющены всмятку и покорежены. Многие тела погибших просто разметало на фрагменты. Военные вынуждены были буквально просеивать землю на месте аварии, чтобы отыскать останки. Деревья в радиусе четырех километров обуглились либо превратились в щепки. Столб пламени можно было увидеть за 100 км. Это был настоящий ад...

Страшные воспоминания

«Когда я выбрался, увидел внука, заваленного грудой железа. Вытащил его, вылез в окно и как можно быстрее пошел вперед, потому что вокруг все уже горело. В больнице его положили в реанимацию. Он умер на моих глазах»

«Проснулась от того, что упала со второй полки на пол — а вокруг все уже пылало. Мне казалось, что я вижу какой-то кошмарный сон: горит и сползает кожа на моей руке, под ногами ползает охваченный огнём ребенок, на меня идет с протянутыми руками солдат с пустыми глазницами, я ползу мимо женщины, которая не может потушить собственные волосы, а в купе нет уже ни полок, ни дверей, ни окон»

" data-fulltext="

 
«Я помню, как мы всей редакцией делали экстренный выпуск газеты об этой беде, — и как стучали зубы у нашего фотокора, приехавшего с пленками шокирующих кадров. «Дайте водки, ребята!» — попросил он, ему налили – было слышно, как его зубы клацают о стакан. Пока в редакции проявляли его фотопленки с места трагедии, он все говорил про обгорелую детскую ручонку, лежавшую под откосом, был в шоке, как человек, окунувшийся в ад! А ведь первые журналисты были привезены на место катастрофы примерно через 14 часов после того, как похоронные команды почистили место адского пожара. Но им хватило и этого. А что же было с теми, кто побывал там утром? Говорят, солдатам-спасателям на пожарище, как на фронте, выдали спирт: их тошнило, трясло при разгребании завалов из обугленных тел и железа…»
журналист Виктор Савельев

Споры о том, что спровоцировало взрыв не утихают до сих пор. Возможно, это была случайная электрическая искра или чья-то непотушенная сигарета. Но непосредственно взрыв возник из-за утечки газа. По официальной версии, трубопровод был поврежден еще при строительстве, из-за чего сначала образовалась коррозия, а в тот роковой день, всего минут за 40 до трагедии, появилась трещина, длиной 1,7 м. В итоге к моменту прохождения составов в низине успело скопиться достаточное количество газа.

Виновными в аварии признали строителей трубопровода. Судебное разбирательство продлилось шесть лет, Обвинение было предъявлено девяти должностным лицам. Двое из них подлежали амнистии. Максимальная мера наказания составила всего пять лет.

Восстанавливать трубопровод не стали, позже его ликвидировали. А на месте катастрофы установили мемориал, куда ежегодно приезжают родные погибших, чтобы почтить их память.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter