om1.ru
«Дети делают это в подъезде, потому что не знают, что можно дома»: психолог — о насилии и раннем сексе Чтобы с ребенком не произошло беды, «неловкий» разговор с ним важно провести вовремя. Рассказываем — когда именно…

«Дети делают это в подъезде, потому что не знают, что можно дома»: психолог — о насилии и раннем сексе

Чтобы с ребенком не произошло беды, «неловкий» разговор с ним важно провести вовремя.
Рассказываем — когда именно…
20 февраля 2020, 22:00
интервью

Проблема раннего секса и беременности несовершеннолетних остается одной из самых острых. И подробнее об этом ранее мы уже говорили с медиками, педагогами и даже юными родителями.

Однако тема оказалась настолько резонансной, что мы решили продолжить разговор с психологом и руководителем Школы личностного роста «Вверх» Альфией Мячиной.

Альфия Мячина:

 — Разговоры о сексе и неприкосновенности тела можно начать гораздо раньше подросткового возраста. К сожалению, так случается, что насилие в детском возрасте бывает иногда потому, что дети не распознают это как насилие.

 — Важно с самого раннего детства проговорить с ребенком о том, что никто не может к нему прикасаться, и только он сам может позволить это, что ребенок должен немедленно позвать на помощь, если его кто-то трогает или доставляет неприятные ощущения. Что есть интимные личные зоны на теле, которые в случае недуга даже родители и врачи могут осматривать только с твоего согласия. Важно не запугать ребенка, а спокойно вместе обсудить, что его тело — только его. Это как раз тема здоровых границ. Часто родители считают, что они могут делать с ребенком, что захотят, просят держать дверь в туалет открытой, стыдят, если ребенок стесняется и т.д. К сожалению, если человек не осознает своих границ, привык не защищаться, то с ним может произойти много чего неприятного.

 — Какие еще «перекосы» в сознании и отношении к сексу можно отметить?

 — Сексом часто манипулируют: «если любишь меня, давай». Секс — лишь продолжение отношений, проявленное желание близости. Если близости и доверия нет, если нет желания, то никто не обязан никому ничего доказывать сексом. Это чистая манипуляция, не стоит вестись на это. Также распространены манипуляции насчет секса без презерватива: «ты что, мне не доверяешь?» И большинство на это ведется: стыдно же не доверять, трусом будешь. Да, в момент близости люди доверяют друг другу, а приоритеты немного «плывут». Мы, взрослые, должны говорить и показывать, что секс — это нормально, что ВИЧ существует, что тело — только твоё. И когда-нибудь отказаться от секса без презерватива будет нормально и естественно.

 — Как сейчас обстоит ситуация с сексуальным просвещением подрастающего поколения?

 — Лет в 14–15 я участвовала в волонтерском проекте, посвященном секс-просветительству. Мы ходили по школам и просвещали сверстников относительно половой жизни. Приносили прямо в классы презервативы и показывали детям, как их надевать на палец или на банан. Это было 20 лет назад, а сегодня у моих клиентов-подростков такого в школе нет. Сегодняшние подростки очень продвинуты интеллектуально, у них живой мозг, но они очень далеки от таких вещей, как эмоциональность, отношения, половая жизнь, семья. Они очень оторваны от тела, от «земли», и ни школа, ни родители этим не занимаются. Знания ограничиваются тем, что дети услышали во дворе или увидели в фильмах 18+. Распространены мифы: к примеру, о том, что до, во время и после месячных нельзя забеременеть. У некоторых этот миф «доживает» и до взрослого возраста.

 — Почему, по-вашему, старшее поколение не занимается половым воспитанием детей?

 — У взрослых нет выстроенной системы погружения молодых людей в эту тему. Родителям, учителям, порой даже врачам психологически трудно поговорить с детьми о сексе. Они испытывают грандиозное смущение, стыд, вину. Тема настолько табуирована, в ней столько непросвещенности, зажатости.

 — К чему может привести то, что взрослые замалчивают важную тему?

 — Здесь может быть две крайности. Первая: подросток, живущий в семье, где эта тема под запретом или осуждается, будет зажатым и закрытым. Он, скорее всего, будет бояться темы секса. Девочки из таких семей поголовно боятся мужчин, считают их насильниками. Почему-то в нашей культуре считается, что мужчине нужен секс, а женщина должна терпеть. О том, что у нее тоже есть здоровая сексуальная потребность, она узнает гораздо позже. Долгое время она думает: «Мужчине надо, поэтому от него стоит прятаться». Такой замкнутый человек будет стесняться, не принимать свое тело, свою сексуальность, не развиваться в этом смысле. Ко мне обращались люди, которые к 30 годам не имели сексуального опыта.

Альфия Мячина:

— Вторую крайность я бы назвала «во все тяжкие». Как только у ребенка пробуждается интерес, он начинает бесконтрольно вступать в половые связи. Все это от информационного голода и нехватки близости, по принципу «потому что нельзя». Начинают заниматься сексом очень рано, с 13 лет. Психика и тело в этом возрасте не всегда готовы к отношениям такого типа. Молодой человек понимает, что делает что-то неправильное, нарушает нормы, но им движут тяга к свободе, протест, агрессия.

 

 — А есть ли некий элемент «статусности»?

 — Несомненно. После 9-10 лет начинают проявляться различия между мальчиками и девочками, пробуждается первый интерес, начинаются шуточки. Самым крутым парнем будет тот, кто рассказал, что у него «было». Мальчики часто выдумывают, несуществующий опыт выдают за реальный, потому что нет иных способов обойти других самцов. У мальчиков это однозначно «плюс в карму», а вот у девочек по-разному, в зависимости от среды. Сексуальный опыт может быть как статусной вещью, «орденом», так и, напротив, показателем «грязности».

 — Какие рекомендации вы бы дали родителям, которые хотят заложить основы гармоничной половой жизни своего ребенка?

 — Эта тема затрагивает множество подтем в детско-родительских отношениях. Прежде всего, это тема доверия, близости между родителями и детьми. Важно, полная ли семья, как родители относятся к телу, друг другу, что они говорят о наготе, сексуальности, как они взаимодействуют друг с другом: гладят, обнимают, уважают, а может, критически высказываются друг о друге. Показатель — как в семье смотрят кино. Как говорят мне подростки: «то неловкое чувство, когда смотришь с родителями фильм».

 
Поднимается тема отношений, становится понятно, что сейчас будут поцелуи или намеки на то, что герои переспали. В этот момент ни дети, ни родители не знают, что делать. Начинается суета, или подколы, или смущение и стыд, или даже ругань. Некоторые родители могут сказать: «Отвернись, сопля, куда ты смотришь, тебе еще рано». Или очень грубо могут попросить выйти. Это дополнительное невербальное поведение тоже важно: принятие себя у ребенка начинается с того, как сами родители относятся к этой теме. От этого зависит его отношение к себе и своему полу, уважение к себе и своему телу.

 — Как вести себя, когда маленький ребенок начинает интересоваться вопросом? Что, если он застанет родителей за «этим»?

 — Это может быть сильной травмой: родители голые, мама кричит, папа делает что-то непонятное. Представьте, если в этот момент родители кричат: «Закрой дверь, как не стыдно!» Ребенок оказался в такой ситуации, и он же еще и виноват. Вообще, первый интерес просыпается в 2,5-4 года. Дети начинают спрашивать, откуда они взялись, в садике все показывают друг другу половые органы. Это нормальный возраст для осознания того, что я — не такой, как другой пол. Родители в это время могут наломать дров: они либо придумывают всякие капусты и аистов, либо начинают слишком подробно и физиологично все описывать. Ребенок к этому не готов, он не может этого понять. Тут важно адекватно, не нарушая границ объяснить про мальчиков и девочек, про половые органы. Дать нормальные названия, а не какие-нибудь «краники», «пирожочки» и «писюлюшки». Понятное дело, что слово «влагалище» для ребенка трех лет сложно, но компромиссные варианты найти можно.

 — Как ситуация развивается в начальной школе?

 — С приходом в школу дети сталкиваются с различными гендерными стереотипами: «ты же девочка, так нельзя» или «ты же мальчик». У детей появляется более направленный интерес: что же спрятано за этим «девочка», «мальчик»? Они начинают говорить между собой во дворе. У родителей есть миф: если ребенок об этом не знает, он не будет интересоваться и не натворит дел. Они откладывают разговор в надежде, что интерес не проснется. Но информационный голод в любом случае будет удовлетворен с помощью интернета, книг или взрослых ребят во дворе, которые поделятся своим видением вопроса, которое вряд ли понравилось бы родителям.

 — И всё-таки, какой возраст оптимален, чтобы начать с ребенком разговор «об этом»?

 — Подростковый возраст начинается в 10–12 лет, бывает, что и раньше: в девять лет с некоторыми детьми уже можно поговорить о сексе, предохранении, неприкосновенности тела. Здорово, если отношения с ребенком близкие, доверительные. Тогда он первым делом придет и спросит у родителей, у того, кто его примет и не осудит. Можно вместе посмотреть ролик или тематический фильм, почитать книжку, поспорить. Если такой доверительности нет, разговор будут инициировать родители — здорово, если они могут пойти на это. Главное — объяснить ребенку, что с ним происходит физиологически.

 
Всё это кажется очевидным, но родители этого не делают. Им стыдно, они предпочитают обойти эту тему, предполагая, что в свое время дети узнают сами. Я как психолог не рекомендую пускать вопрос на самотек. Если трудно, посмотрите вместе книжку, которую вы можете выбрать исходя из своих взглядов на вопрос. Признайтесь ему, что вы стыдитесь обсуждать это, что, когда вы были в этом возрасте, все было под запретом. Это откроет родителя перед ребенком, покажет, что он живой человек, с которым можно быть откровенным. В случае возникновения сложной ситуации — ранняя беременность, инфекция — он расскажет вам, а не пойдет на криминальный аборт или другой аналогичный шаг. Вся эта жуть происходит от сильного одиночества, брошенности: ребенку порой не к кому пойти.

 — Какими знаниями должен обладать подросток к предполагаемому моменту начала половой жизни? И чем чревато, если этих знаний нет?

 — С более старшими подростками, 14-16 лет, когда действительно может возникнуть сексуальный контакт, важно говорить о контрацепции, об отношениях, об эмоциональной ответственности, которая возникает после секса — а не только о проблемах, которые он может принести. Им необходимо знать: здорово, когда сексуальная связь происходит по обоюдному желанию, когда есть чувства. Ведь как часто случается первый опыт? В нетрезвом состоянии, случайно, неромантично, некрасиво, не для удовольствия. Чтобы «было», чтобы снять напряжение. Порой даже что-то похожее на насилие. Совсем не про отношения. А ведь важный момент, который нужно обязательно донести до подростка, заключается в том, что секс — это одно из проявлений любви. А не только некий физиологический процесс, нацеленный исключительно на зачатие.

 — Родители действительно преподносят детям секс в негативном ключе?

 — Существует странный феномен: родители отделяют секс от отношений. Грязно, плохо, опасность, беременность, ВИЧ, попользовался, изнасилование — вот что подростки могут услышать о сексе. Про отношения речи нет вообще. Ребенку говорят, что от секса появляются дети, но не говорят, что мама с папой любят друг друга, что они обнимаются, целуются. И потом мы вырастаем, а отношения словно возникают из ниоткуда, мы про них ничего не знаем. Есть грязный секс, есть твое срамное, нагое, некрасивое тело, которое мешается и не соответствует чему-то. И живи с этим. А ведь подростковый период — это гормональный всплеск. Но эмоции, которые ребенок испытывает в связи с пробуждающимся вниманием — стыд, смущение и вина.

 — Как разобраться в том, что знает подросток, и помочь ему направить эти знания в нужное русло?

 — Если я приду, как ментор, рассказывать об этом, они сделают вид, что послушали, но ничего не услышат. Смущение, стыдливость полностью перекроют возможность критического восприятия информации. Они просто перетерпят и уйдут. Многие говорят, что «все знают», но полезно будет спросить, что именно они знают — обычно в таких случаях выясняется, что далеко не всё. Полезно поговорить с человеком — где-то с юмором, где-то с откровенностями, без этого никак. И тогда ты видишь перед собой взрослого человека, у которого, оказывается, уже был сексуальный или околосексуальный опыт, или он задумывается о нем.

Альфия Мячина:

 — В ходе таких разговоров подросток может понять: то, что происходит с ним — это нормально, и так бывает у многих. Это действует успокаивающе, человек расслабляется и выдыхает. Появляется важная для принятия решений позиция взрослого человека: когда я много знаю, я лучше выбираю. Также родителям я бы рекомендовала заняться своим сексуальным вопросом. Когда у взрослого человека эта тема не на задворках, а живая, когда он что-то читает, что-то знает, у него самого есть сексуальная жизнь, контакт со своим телом, он излучает расслабленность и уверенность в этом вопросе — к нему легко подойти и с ним поговорить.

 — Есть ли разница, кто будет «движущей силой» в плане полового воспитания ребенка — мама или папа?

 — У родителей на эту тему должен быть здоровый диалог друг с другом. Здорово, если они без ребенка обсудят, как будут говорить с детьми о половой жизни, как они воспримут, если ребенок приведет партнера, и они уединятся дома. Оказывается, дети делают это в подъезде, потому что они не знают, что можно дома. К примеру, подруга из соседнего двора сказала, что мама застала ее в неподходящий момент и чуть не убила. И человек думает, что в ее семье будет так же — а вдруг твои родители относятся по-другому?

 — Быть может, именно здесь лежат истоки шокирующего случая, когда девушка вместе со своим парнем зарезала мать, заставшую их за интимом…

 — Случай действительно страшный. Вероятно, до этого контакта между матерью и дочерью на эту тему не было. Возможно, не нашлось повода, чтобы поговорить об этом со своим ребенком, и это страшно, это грустно. Я считаю, что мы, взрослые, просто в силу возраста обладаем большей мудростью и силой. Полезно использовать эту силу для профилактики страшных ситуаций.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter