Омск
Заразились
23545 +245
Выздоровели
15441 +130
Умерли
666 +8
Россия
Заразились
2402949 +27403
Выздоровели
1888752 +28901
Умерли
42176 +569
om1.ru
Кровь на руках и голодные дети, засыпающие у станка. История Омска, ставшего «Городом трудовой доблести» В июле 2020 года Омску присвоено звание «Город трудовой доблести». Работники ПО «Полёт» производили авиацию для фронта.

Кровь на руках и голодные дети, засыпающие у станка. История Омска, ставшего «Городом трудовой доблести»

Кровь на руках и голодные дети, засыпающие у станка. История Омска, ставшего «Городом трудовой доблести»
Фото: Архив Om1.ru
В июле 2020 года Омску присвоено звание «Город трудовой доблести». Работники ПО «Полёт» производили авиацию для фронта.

Через месяц после нападения фашистской Германии на Советский Союз руководством страны решено перенести производство, находящееся в европейской части за Урал. Два московских авиационных завода № 156 и № 81 за считаные сутки перевезли практически в чистое поле рядом с Омском. В область приехали 18 000 человек — конструкторы, военные и их семьи. Их помнят и ценят — они основали фундамент для получения Омском звания «Город трудовой доблести».

Эшелоны разгружали в чистое поле, людей селили по баракам

Елена Колодько приехала в Омск из Нижегородской области только в 1965 году. Успешно трудилась на заводе и теперь возглавляет совет ветеранов ПО «Полет». У памятника работникам, погибшим на полях Великой Отечественной войны, женщина не в силах сдерживать своих эмоций — каждая история рассказана ей со слезами на глазах.

Председатель совета ветеранов ПО «Полет» Елена Колодько:

«Мы собираемся каждый год 9 мая. Мемориалу много лет, его организовали в 1980 году ветераны, которые работали в годы войны. Много материалов выпустить помогли еще и родственники военнослужащих».

На заводе помнят каждого — мемориальная доска с именами 123 человек и Стелла напоминают о тех, кто не вернулся с войны. Для страны работники завода выпускали не только самолёты, но и отдавали свои жизни. Приезжали они в Омск в командировку — но в итоге проводили здесь не три месяца, а гораздо больше.

" data-fulltext="

«Из Москвы эвакуировали 5 тысяч рабочих. Всего приехало 18 тысяч человек — это их жёны и маленькие дети. Эшелоны разгружали, можно сказать, в чистом поле. Только потом сделали крыши. Расселяли людей по клубам, где были актовые залы, по другим семьям», — продолжает Колодько.

На заводе работали легендарные для авиапрома люди — Андрей Николаевич Туполев и Сергей Павлович Королёв.

 
 
 
А.Н. Туполев учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер , наук. Создатель самолёта Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста.

Туполев, несмотря на всю свою серьёзность, оставался душевным человеком.

На заводе трудились дети — молодые мальчишки не доставали до станков. Чтобы они могли приносить пользу Родине, им делали специальные подставки под ноги. 15-летний Юра Ласминский, работая на заводе, разбил себе руки зубилом до крови. От голода и обиды он расплакался и…уснул. Когда очнулся, то увидел мужчину прямо перед ним. Строгий начальник начал отчитывать мальчика: «Парень, ты что, ты же на работе!». Молодому человеку оставалась только извиниться и показать свои раны. Его отвели в кладовую, остановили кровь, выдали перчатки и зубило по размеру. Строгим мужчиной оказался Туполев — так он пожалел полуголодного мальчишку.

С сотрудников «Полёта» началась история Октябрьского района. Бараки на Богдана Хмельницкого и 4-й транспортной стали первым домом для тех, кто выпускал самолёты для защиты страны от захватчиков.

Количество самолётов ЯК-9, выпущенных ПО «Полёт».

На омских самолётах во время ВОВ летали французы

Корпусы, в которых построили первый самолёт и с которых началась история завода «Полёт», всё ещё действуют. Рядом с ними — «Музей трудовой славы», в котором собраны уникальные исторические документы и рассказана история работы объединения.

Днём рождения считается 24 июля 1941 года. В этот день вышел Приказ № 1, учредивший омский завод. Первым директором стал майор авиации А.В. Ляпидевский. Через 3 месяца руководство на себя взял А.П. Соколов, на долю которого выпали самые трудные военные годы.
Завод стал выпускать Ту-2 — фронтовые пикирующие бомбардировщики. С 1943 их сменили ЯК-9. Они по сей день увековечены памятником перед входом на ПО «Полёт».

«Первый самолет выпустили уже в декабре 1941 года. Его собрали из деталей, которые привезли из Москвы», — вспоминает Александр Савченко, отдавший заводу 54 года и 4 месяца жизни.

Александр Савченко

Летающий военный транспорт, выпущенный на заводе, служил не только для советских лётчиков. Як-9 поставлялся во французский полк «Нормандия-Неман». Всего в Омске выпустили 3 258 машин.

После войны ПО «Полёт» продолжил выпускать авиационную технику, но с конца 1950-х годов его перепрофилировали на боевые баллистические ракеты. С освоением космоса началось производство ракеты-носителя лёгкого класса «Космос-3М».

Савченко рассказывает, что лично принимал участие в постройке двигателей. Его разработали под руководством конструктора Глушко. Ездил в Химки, осваивал каждую деталь. Из РД — 170 завод дорос до производства современных ракет «Ангара». Планируется их выпуск с «нулевого» цикла и Омск станет полноценной площадкой по производству. Об этом рассказал Тимофей Сурков, зам. начальника агрегатно-сборочного цеха ПО «Полет».

По его мнению, объединение внесло свою лепту в получение Омском звания «Город трудовой доблести».

Тимофей Сурков, замначальника агрегатно-сборочного цеха ПО «Полет»:

«Я считаю, что «Полет» и вообще Омск оправдывают это звание. Очень большой процент авиационной техники во время войны изготовлено здесь. В данный момент мы работаем на Гособоронзаказ, поэтому это вполне закономерно, что наш город стал «Городом трудовой славы».

****

ПО «Полёт» выпустил за время Великой Отечественной войны 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3 500 истребителей Як-9. Всего с 1942 по 1945 год завод изготовил более 3 800 самолётов разных марок и модификаций. По самым скромным подсчётам, выпускали по 1 машине в день. В том числе и благодаря их трудовому подвигу немецко-фашистские захватчики не прошли дальше Москвы.

Мальчишки, голодающие и разбивавшие руки в кровь, работая на станках.

Москвичи, которые в первые годы мёрзли в тридцатиградусный мороз без тёплой одежды.

Их семьи, которые, несмотря ни на что, оставались рядом.

Все вместе они сделали Омск «Городом трудовой доблести».

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новости.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)