Через месяц после нападения фашистской Германии на Советский Союз руководством страны решено перенести производство, находящееся в европейской части за Урал. Два московских авиационных завода № 156 и № 81 за считаные сутки перевезли практически в чистое поле рядом с Омском. В область приехали 18 000 человек — конструкторы, военные и их семьи. Их помнят и ценят — они основали фундамент для получения Омском звания «Город трудовой доблести».
Эшелоны разгружали в чистое поле, людей селили по баракам
Елена Колодько приехала в Омск из Нижегородской области только в 1965 году. Успешно трудилась на заводе и теперь возглавляет совет ветеранов ПО «Полет». У памятника работникам, погибшим на полях Великой Отечественной войны, женщина не в силах сдерживать своих эмоций — каждая история рассказана ей со слезами на глазах.
Председатель совета ветеранов ПО «Полет» Елена Колодько:
«Мы собираемся каждый год 9 мая. Мемориалу много лет, его организовали в 1980 году ветераны, которые работали в годы войны. Много материалов выпустить помогли еще и родственники военнослужащих».
На заводе помнят каждого — мемориальная доска с именами 123 человек и Стелла напоминают о тех, кто не вернулся с войны. Для страны работники завода выпускали не только самолёты, но и отдавали свои жизни. Приезжали они в Омск в командировку — но в итоге проводили здесь не три месяца, а гораздо больше.
«Из Москвы эвакуировали 5 тысяч рабочих. Всего приехало 18 тысяч человек — это их жёны и маленькие дети. Эшелоны разгружали, можно сказать, в чистом поле. Только потом сделали крыши. Расселяли людей по клубам, где были актовые залы, по другим семьям», — продолжает Колодько.
На заводе работали легендарные для авиапрома люди — Андрей Николаевич Туполев и Сергей Павлович Королёв.
Туполев, несмотря на всю свою серьёзность, оставался душевным человеком.
На заводе трудились дети — молодые мальчишки не доставали до станков. Чтобы они могли приносить пользу Родине, им делали специальные подставки под ноги. 15-летний Юра Ласминский, работая на заводе, разбил себе руки зубилом до крови. От голода и обиды он расплакался и…уснул. Когда очнулся, то увидел мужчину прямо перед ним. Строгий начальник начал отчитывать мальчика: «Парень, ты что, ты же на работе!». Молодому человеку оставалась только извиниться и показать свои раны. Его отвели в кладовую, остановили кровь, выдали перчатки и зубило по размеру. Строгим мужчиной оказался Туполев — так он пожалел полуголодного мальчишку.
С сотрудников «Полёта» началась история Октябрьского района. Бараки на Богдана Хмельницкого и 4-й транспортной стали первым домом для тех, кто выпускал самолёты для защиты страны от захватчиков.
|
---|
Количество самолётов ЯК-9, выпущенных ПО «Полёт». |
На омских самолётах во время ВОВ летали французы
Корпусы, в которых построили первый самолёт и с которых началась история завода «Полёт», всё ещё действуют. Рядом с ними — «Музей трудовой славы», в котором собраны уникальные исторические документы и рассказана история работы объединения.
Днём рождения считается 24 июля 1941 года. В этот день вышел Приказ № 1, учредивший омский завод. Первым директором стал майор авиации А.В. Ляпидевский. Через 3 месяца руководство на себя взял А.П. Соколов, на долю которого выпали самые трудные военные годы.
Завод стал выпускать Ту-2 — фронтовые пикирующие бомбардировщики. С 1943 их сменили ЯК-9. Они по сей день увековечены памятником перед входом на ПО «Полёт».
«Первый самолет выпустили уже в декабре 1941 года. Его собрали из деталей, которые привезли из Москвы», — вспоминает Александр Савченко, отдавший заводу 54 года и 4 месяца жизни.
|
---|
Александр Савченко |
Летающий военный транспорт, выпущенный на заводе, служил не только для советских лётчиков. Як-9 поставлялся во французский полк «Нормандия-Неман». Всего в Омске выпустили 3 258 машин.
После войны ПО «Полёт» продолжил выпускать авиационную технику, но с конца 1950-х годов его перепрофилировали на боевые баллистические ракеты. С освоением космоса началось производство ракеты-носителя лёгкого класса «Космос-3М».
Савченко рассказывает, что лично принимал участие в постройке двигателей. Его разработали под руководством конструктора Глушко. Ездил в Химки, осваивал каждую деталь. Из РД — 170 завод дорос до производства современных ракет «Ангара». Планируется их выпуск с «нулевого» цикла и Омск станет полноценной площадкой по производству. Об этом рассказал Тимофей Сурков, зам. начальника агрегатно-сборочного цеха ПО «Полет».
По его мнению, объединение внесло свою лепту в получение Омском звания «Город трудовой доблести».
Тимофей Сурков, замначальника агрегатно-сборочного цеха ПО «Полет»:
«Я считаю, что «Полет» и вообще Омск оправдывают это звание. Очень большой процент авиационной техники во время войны изготовлено здесь. В данный момент мы работаем на Гособоронзаказ, поэтому это вполне закономерно, что наш город стал «Городом трудовой славы».
****
ПО «Полёт» выпустил за время Великой Отечественной войны 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3 500 истребителей Як-9. Всего с 1942 по 1945 год завод изготовил более 3 800 самолётов разных марок и модификаций. По самым скромным подсчётам, выпускали по 1 машине в день. В том числе и благодаря их трудовому подвигу немецко-фашистские захватчики не прошли дальше Москвы.
Мальчишки, голодающие и разбивавшие руки в кровь, работая на станках.
Москвичи, которые в первые годы мёрзли в тридцатиградусный мороз без тёплой одежды.
Их семьи, которые, несмотря ни на что, оставались рядом.
Все вместе они сделали Омск «Городом трудовой доблести».