Накануне в распоряжении редакции Om1.ru оказалось письмо, адресованное руководителям учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения РФ, в котором содержалось требование запретить врачам публично высказываться об эпидемии коронавируса в России. Все ответы должны быть согласованы с пресс-службой федерального ведомства.
Своё мнение о данной инициативе специально для портала Om1.ru выразил Александр Малькевич, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по СМИ, президент «Фонда защиты национальных ценностей».
«Я уже в СМИ неоднократно озвучивал эту мысль: надо признать, что у нас идёт война с коронавирусом. С жертвами, погибшими, ранеными... И мне вот что непонятно.
Во время ВОВ было СовИнформБюро. И для меня очевидно, что должно быть некое единое информационное поле. Ещё одна мысль: если бы во время ВОВ был фейсбук, то мы бы эту войну проиграли.
Что я имею в виду. У нас сейчас каждый суслик в поле – агроном. Все стали вирусологами и все кому не лень высказываются по коронавирусу.
СМИ хайпуют, а простой человек сходит с ума, вообще ничего не понимая.
Нам сообщают, что можно лечиться так, но не нужно лечиться так. То меры предосторожности — такие, то нет, они — такие. Я сам участвовал в ТВ-программах. Получалось как с юристами: два врача — три мнения. Важно, что их цитируют.
Приведу несколько примеров.
В Алтайском крае представитель Роспотребнадзора, не начальник, не замначальник, а начальник какого-то отдела, взяла и дала конференцию, где сказала, что маски до конца жизни с нами. Оказалось, это её личное мнение, но СМИ хайпанули на этом.
Потом Минюст по Московской области сообщил, что для того, чтобы маска плотнее прилегала к лицу, нужно сбривать бороду. Им просто возразили: «А у вас все хорошо, в вашей отрасли, что вы выступаете по проблеме коронавируса?». Потом выступил главный инфекционист Минздрава и сказал, мол, мысль интересная, «может, они правы, но я сбривать свою бороду не буду».
Мы видим, что по коронавирусу выступают сотни людей и все дают взаимоисключающие рекомендации, советы, опровержения. Это неправильно. Я считаю, что вслед за Минздравом так должен поступить и Роспотребнадзор и тоже ограничить своих представителей в оценках и рассуждениях.
Сейчас любая глупость через считаное количество минут и часов может на уши поставить целый регион. У нас каждый делится собственным мнением. В итоге все выходит боком огромному количеству людей.
Инициатива (по ограничению комментирования ситуации с коронавирусом — прим. ред.) разумная в целом. Главное, чтобы это не вылилось в запрет комментировать в принципе реальную ситуацию. Вот это важная история, и я хочу вот это разделить. То есть рассказывать о количестве заболевших, выздоровевших, количестве смертей о наличии лекарств нужно. Готов ли Минздрав давать реальную раскладку по регионам каждый день? Количество коек, сколько занято, свободно, сколько на ИВЛ — эту информацию нужно максимально прозрачно и оперативно рассказывать.
А рассуждения главного вирусолога условного города Урюпинска о том, как надо лечиться, этого действительно не стоит делать. В ответ ему ответит главный инфекционист, потом главный дерматолог, потом главный токсиколог, потом «недоглавный», и в итоге всё превратится в выяснение отношений. И за каждым окажется своя группа поддержки. Это всё дезинформирует людей. Вот для того, чтобы их так защитить, назовем это «информационная гигиена», вот эти меры были бы нелишними.