Новый коллектив
1 сентября у первоклассника и его родителей меняется привычный уклад. Ребёнку нужно привыкнуть к школе, новому режиму дня, окружению (учителя, одноклассники). Открывается путь к новым возможностям и достижениям. И вести ученика по нему предстоит педагогу и родителям. Без сложностей не обойдётся, их нужно преодолеть. Мам и пап больше всего беспокоит вопрос адаптации детей в новом коллективе. Как подготовить своё чадо к вхождению в него?
Юлия Шандрак, педагог-психолог:
«Большую роль в адаптации играет эмоциональное состояние ребёнка. Ещё из важных аспектов — уровень самооценки. Каждый ребёнок транслирует то общение, которое он получает в семье. Если отец и мать общаются уважительно, вежливо и дружелюбно, таким детям гораздо проще проходить период адаптации. Если в семье, наоборот, постоянные конфликты, то и ребёнок будет вести себя и общаться так же. Не исключено, что и сам он станет провокатором конфликтов».
По словам специалиста, обычно в школах три раза в год проводят мониторинг адаптации первоклассников. Педагог-психолог тестирует детей в начале, середине и в конце учебного года. По результатам в случае необходимости с ребёнком ведётся коррекционная работа. Если нужно, то и с родителями.
Авторитет учителя
Всё зависит от того, насколько сами родители придерживаются мнения, что учитель пользуется авторитетом. В школе его нужно слушать и следовать тому, что говорит или советует педагог. Ребёнок видит и слышит, как его отец или мать отзываются об учителях. Тем самым они подают пример, как можно общаться с педагогом, а как нельзя.
«К сожалению, в последнее время родители сами обесценивают учителей, что и мгновенно начинают делать дети. Достаточно обсудить какую-то тему из родительского чата класса при ребёнке, как реакция ученика будет незамедлительна по отношению к учителю и сверстникам».
Через уважение и позитивный настрой родителей к учителю можно привить достойное отношение ученика к учителям, отмечает специалист.
Не хочу в школу!
В первые месяцы обучения, отмечает Юлия Шандрак, ребёнок может устраивать бунты по поводу ранних подъёмов. Может категорически отказываться ходить в школу.
«Каждый случай индивидуален. Первые, кто должны помогать в таких случаях, — это родители и классный руководитель, затем можно подключить педагога-психолога для выяснения причины нежелания посещать школу. Родителям, чьим детям сложно адаптироваться, нужно вести себя терпимо: не кричать, не унижать ребёнка и уж тем более не бить. В нашей школе любой родитель может обратиться за квалифицированной помощью педагога-психолога».
В последнее время, отмечает Юлия Шандрак, в школу чаще стали приходить дети со статусом «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). Многие родители боятся подтверждать и продлять его.
«Это не совсем правильно. Когда ребёнок в силу своих возможностей не успевает за остальными учениками, он испытывает колоссальные сложности и стресс. А если ещё родители начинают на него давить, ребёнок очень часто «ломается», протестует, может проявлять агрессию. Некоторые мамы и папы при рекомендации получить статус ОВЗ начинают «бегать» по другим школам во избежание его получения. Они не понимают, что тем самым не решают проблему ребёнка, а лишь усугубляют её», — уверена Юлия Шандрак.
Режим дня и «синдром отличника»
Важную роль в адаптации ребёнка к школе играет режим дня. Родители вместе с детьми могут составить расписание. Ребёнок должен знать последовательность действий. Понимать, сколько времени нужно уделять досугу, учёбе и сну.
«За успехи первоклассника, безусловно, нужно хвалить. Это мотивирует его на достижение новых успехов. Но нужно и научить принимать поражения и ни в коем случае не осуждать за них. Не сравнивать его успехи с успехами других учеников», — говорит Юлия Шандрак.
Психолог советует: если у ребёнка появились трудности в адаптации, своевременно обратитесь за помощью к классному руководителю, психологу и иным специалистам. Придерживаясь рекомендаций, школьник вместе с родителями пройдёт адаптационный период быстрее и с наименьшими сложностями и последствиями.