om1.ru
Убрать Достоевского и Толстого? Новосибирский филолог рассказала о проблемах программ по литературе Многие родители жалуются, что их дети не любят читать. Не справляются с освоением школьной программы по литературе и наотрез отказываются открывать книги, заданные на лето. При том по статистике ВЦИОМ за 2019 год (последняя из актуальных) молодые люди выразили любовь к чтению. Как это соотносится и в чём проблема школьной программы по литературе, разбиралась корреспондент портала Om1.ru, филолог Дарья Мелехова.

Убрать Достоевского и Толстого? Новосибирский филолог рассказала о проблемах программ по литературе

30 августа 2021, 05:00
блоги

Убрать Достоевского и Толстого? Новосибирский филолог рассказала о проблемах программ по литературе
Фото: Om1.ru. Школа
Многие родители жалуются, что их дети не любят читать. Не справляются с освоением школьной программы по литературе и наотрез отказываются открывать книги, заданные на лето. При том по статистике ВЦИОМ за 2019 год (последняя из актуальных) молодые люди выразили любовь к чтению. Как это соотносится и в чём проблема школьной программы по литературе, разбиралась корреспондент портала Om1.ru, филолог Дарья Мелехова.

В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.

«Мёртвые» книги»

Для начала нужно понять, какую цель реализуют уроки литературы, для чего они нужны школьникам и как отбирают книги, которые ребёнок или подросток должен прочесть в том или ином возрасте.

Учителя транслируют идею воспитания нравственности у нового поколения и знакомство учеников с шедеврами классической литературы. При этом программу практически не меняют, а добавлять новых, даже качественных, авторов – табу. Список является неприкосновенным и идеализируется многими, воспитанными в советское время.

 
И даже у классических авторов выбирают произведения, редко рассчитанные на тот возраст, в котором ребёнок готов его понять и прочувствовать. Некоторым это удаётся, но не всем.

Чаще всего в программе оказываются монолитные произведения, как «Война и мир» Льва Толстого или «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Если подробно разбирать каждое из них, то можно сделать вывод, что темы, которые затрагиваются в романах, не всегда актуальны для современного мира или для людей школьного возраста. 16-летнему подростку сложно понять историю про осознание собственных грехов, раскаяние с помощью веры в Бога. Он не думает о таком. При этом Фёдор Михайлович писал рассказы, которые гораздо проще для восприятия и могут подойти для знакомства с его творчеством: «Белые ночи». А к более тяжёлым с точки зрения смысла шедеврам человек должен прийти сам.

Книги учат, но не понимают

Вторая проблема школьной программы по литературе – подача. Детей не стараются заинтересовать. Их зачастую заставляют читать произведения и пересказывать их, отвечать на вопросы так, как написано в критических статьях или учебнике. Но ученики не анализируют шедевры самостоятельно, не проникаются ими.

Об этом рассуждал литературовед Олег Лекманов. Он сравнил преподавание в российской и советской школах.

Олег Лекманов:

«В списке имён одни заменились другими (условно говоря, Фадеев — Солженицыным), но в „науку понимания“ и наслаждения текстом наша школьная филология так и не превратилась. После короткого перерыва на свободу в 1990-е годы школа вернулась к тотальной стандартизации и сосредоточилась на «мертвой литературе».

 

«В списке имён одни заменились другими (условно говоря, Фадеев — Солженицыным), но в „науку понимания“ и наслаждения текстом наша школьная филология так и не превратилась. После короткого перерыва на свободу в 1990-е годы школа вернулась к тотальной стандартизации и сосредоточилась на «мертвой литературе», - отметил он.

Устаревшая лексика

Детей «перекармливают» количеством литературы, заставляя анализировать тексты, часть слов из которых они не понимают. И это не говорит о недостатке запаса. В активном словаре среднестатистического школьника не должно быть таких лексем, как «сени» или «всуе». Они не используют их в современной речи. Зато знают много названий предметов и явлений, актуальных в современном мире, которые известны не каждому взрослому.

 
При этом молодых людей порицают за то, что их уровень знаний не соответствует тому, к чему привыкли советские люди. С тех пор жизнь кардинально изменилась и оставаться в рамках представлений XX века невозможно.

Школьная программа по литературе недоступна большой части школьников, потому что их жизнь кардинально отличается от описываемой в книгах. А учителя продолжают читать курс, опираясь на учебники и критику, что не даёт развиваться творческому потенциалу школьников. Они не понимают шедевры классической литературы, а учат то, как понимают их другие.

Напомним, ранее Om1.ru писал, можно ли называть большевиков террористами.

Подпишитесь на нас «ВКонтакте» и получайте новости первыми.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)