Именно она воспитала и вырастила целое поколение омских журналистов, филологов и пиарщиков. Доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики и медиалингвистики ОмГУ в откровенной беседе с Om1.ru рассказала о критическом снижении уровня знаний нынешних студентов.
Елена Григорьевна, расскажите на своём опыте, снизилось ли качество знаний у поступающих в вузы?
В целом снизилось. Снижение качества знаний, например, по русскому языку и литературе идёт как следствие от снижения общего уровня знаний людей, которые к нам поступают в свои условные 17 лет.
Как ни странно, ещё 10-20 лет назад студент был более информирован. Отсутствие возможности «гуглить», слушать подкасты и каналы на YouTube приводило к более развитому мышлению. Это парадокс, но это так. Сейчас ситуация иная — информации много, знаний мало, как говорит пропагандист Дмитрий Киселёв в заставке своей программы, которую вы, скорее всего, не смотрите.
Когда человек сам добывает знания, обдумывает, рефлексирует, читает, а не просто выхватывает что-то из медиасреды, он становится более развит. Поколение родителей сегодняшних абитуриентов очень удивляется, когда им рассказываешь о том, что их дети не знают. А они не знают того, что для их родителей аксиома.
|
---|
Om1.ru. Фото: корпус, в котором готовят филологов и журналистов |
Что изменилось?
Может, методы обучения, может, программы. К примеру, школьник советской поры, которому сегодня условные 50 лет, знает и помнит то, что ему преподавали много лет назад. А школьник нынешнего выпуска забывает это сразу и напрочь. И у него отсутствует представление об очень многих вещах: об истории страны, географии, политическом устройстве. Абитуриент всем этим не интересуется и при этом приходит в журналистику.
И уже тем более, что тут говорить о литературе, и о классической, и не совсем классической и об истории культуры страны. То есть общих сведений стало очень мало, люди стали приходить в этом смысле необразованные.
Я иногда задаю студентам вопросы и не могу нащупать сферу, где они хоть что-то знают. Тематическую область, которой они интересуются. Понятное дело, если я заговорю о модных тиктокерах, блогерах, какой-то странной музыке и прочем, эта информация им будет понятна.
Каковы причины такого значительного снижения знаний?
Есть и объективные причины снижения грамотности, например, по русскому языку. Никто не отменял примеров в виде людей и лидеров мнений. В советское и постсоветское время они как публичные люди влияли на общую грамотность и культуру речи.
Нельзя, конечно, всех собак повесить на них, есть ещё школа, но поверьте, учителя делают что могут. Но вот эти кумиры и лидеры мнений тоже влияют на общий уровень знаний. Я не буду вам рассказывать, как разговаривают блогеры, у которых огромная аудитория, каков уровень их мышления. Я вот одну послушала и не смогла понять, как этот человек, к которому ещё ходят получать какие-то курсы, вообще закончил журфак.
Я как специалист по языковой личности не смогла увидеть в её речи отсылок к тому, что она читала. Это всегда прослеживается в речи образованного человека, он это делает подсознательно. Мы называем это прецедентные тексты, это образность речи, нацеленность на креатив языка. Этого всего там нет вовсе, есть только абсолютно примитивное мышление. Поэтому я делаю выводы об уровне развития людей, для которых это — пример для подражания.
Ещё один немаловажный нюанс — люди мало читают. Бабушки всегда говорили: «Много будешь читать, меньше будешь делать ошибок». Это абсолютная правда. То, что я читаю в интернете, чаще всего написано с чудовищными ошибками, грамотных текстов там очень мало.
|
---|
Om1.ru |
Повлияло ли ЕГЭ на знания школьников?
Конечно, ЕГЭ — это плохой вид проверки знаний. Школа, заточенная на решение тестов — это не очень хорошая школа. Школа не этим должна заниматься — не начётничеством, не доведением до автоматизма решения тестов по разным предметам. Школа должна развивать мышление, показывать различные пути решения разных проблем в разных сферах. Но, безусловно, давать и знания, информацию. Я отношусь к тем людям, которые говорят, что у нас была одна из лучших систем образования в мире и мы её разрушили в угоду тому, чтобы подстроиться под «цивилизованный» мир.
А как насчёт дистанционного обучения? Может ли оно пойти на пользу?
Я противник полностью цифрового обучения, за которое сейчас, например, выступает тот же Герман Греф и прочие. Я отношусь по их классификации к категории консервативной академической общественности, которая «как бы» не хочет «прогресса в образовании».
Но нынешняя ситуация, когда школьники и студенты ушли на онлайн-обучение, ещё раз показала нашу правоту, правоту тех, кто считает, что важная часть образовательного процесса — это общение с людьми, обладающими знаниями, жизненным опытом. Также дистант чаще всего иключает индивидуальный подход, за который мы ратуем. Общение учителя и ученика — это очень важно.
Например, у меня есть курсы лекций, полностью выложенные в Сеть. Но это же всё равно не то и не заменит живого преподавания, где я так или иначе что-то меняю и добавляю, привожу актуальные примеры и так далее.
Хотя в «дистанционке» есть и плюсы. Например, я могу консультировать по научным работам людей, которые находятся в других странах. Это очень удобно, но опять же, было бы лучше, если бы мы встречались лично.
Почему индивидуальный подход так важен?
Беда современного образования как раз в отсутствии индивидуального подхода. Точно не знаю, что именно сейчас происходит в школах, но вижу, что учителя очень перегружены. Люди уходящей натуры — это те, кто интересуются проблемами ученика. Я два года в школе провела, была молодым классным руководителем и прекрасно помню обходы семей, к которым у меня были какие-то вопросы. Одной из обязанностей учителя того времени было отслеживание микроклимата в коллективе. Это был настоящий воспитательный процесс.
Материальную заинтересованность, помимо призвания и самовыражения, никто не отменял. Когда я пришла в школу в качестве педагога, совсем немного оставалось до развала Советского Союза. В этот момент учителям существенно повысили зарплату. Я, как молодой специалист, в то время получала зарплату больше, чем преподаватель в университете без степени.
И когда я ушла из школы, то очень потеряла в доходах. А уж доценты и тем более профессоры в то время были очень обеспеченными людьми. Что произошло после этого, все и так прекрасно знают. Но цель преподавателя не изменилась — научить студента, а не гнобить его с фразой «ты ничего не знаешь».
Всё совсем плохо?
Я с оптимизмом смотрю на все эти процессы, потому что периодически происходят переходные периоды и в образовании, как, например, бывает в русском языке. Многие думают, что он умирает, его разрушают, но в итоге разрушить его не получится. Это живой организм, который со временем самоочищается. Также и в развитии образования, всё равно победит здравый смысл.