Затерянная среди лесов
На востоке региона, в живописном Муромцевском районе, среди густого урмана затерялся Кордон-Бергамак. Природа, словно в попытке защитить населённый пункт от внешнего мира , окружила его густым кольцом из сосен. Вековые великаны стали немыми свидетелями истории деревни. Её рассвета и заката.
В советские годы это было крупное поселение лесозаготовителей. 800 человек жили и трудились в сибирской глубинке. Раньше в Кордоне-Бергамаке производили пиломатериалы, заготавливали смолу и делали крепкие бочки.
|
---|
Деревня Кордон-Бергамак затерялась среди густого урмана. |
Предки Ивана Кистина переехали в деревню из Саранска еще в начале 30-х годов 20 века. Прабабушке полюбилась местная природа. С работой проблем не было, поэтому семья решила обосноваться в таёжной глуши. С тех пор жизнь Кистиных и Кордона-Бергамака крепко связаны.
«В 1991 году в деревне случился пожар, множество домов сгорело, ещё был развал Союза, и люди на фоне всего этого начали массово уезжать. А мой отец после развода с матерью наоборот туда вернулся. И брат его — мой дядя. Они занялись животноводством. Я все лето с ними проводил. Годы прошли, все местные окончательно разъехались. Так мы — Кистины остались там совсем одни», — говорит Иван.
В «Википедии» деревня давно отмечена как опустевшая и не существующая. Только это не так. В 2010 году Иван решил стать движущей силой сопротивления и не дал исчезнуть родному Кордону-Бергамаку с карты района.
«Я поднял все документы, разобрался во всем. С землёй решил вопросы. В деревне прописан мой отец — Сергей, значит она не может быть признана исчезнувшей, пока там числится хоть один человек. Он там всё время жил до болезни. А сейчас приезжает на лето. И я тут теперь провожу большую часть года. У нашей деревни есть индекс, улица Таёжная и два жилых дома — номер 1 и номер 5. Какие же мы несуществующие?» — отмечает Иван Кистин
|
---|
Три поколения Кистиных. В центре — Сергей, отец Ивана. Каждый год летом вся семья собирается в родной деревне. |
Уже 10 лет Иван Кистин понемногу, своими силами, на развалинах полузаброшенной деревни строит новый мир. Чтобы сохранить Кордон-Бергамак и привлечь к нему внимание, омич решил развивать экотуризм. Только вот прежде чем кого-то привозить в гости, говорит Иван, нужно решить две большие проблемы — провести электричество и сделать дорогу.
Да будет свет
Деревня Кордон-Бергамак электричество никогда не видела. В советские годы люди спасались бензогенераторами, свечами и керосиновыми лампами. «Вывести из сумрака» таёжное село власти обещали многие годы. Местные настойчиво добивались справедливости и права на свет, только вот безрезультатно. А потом и вовсе плюнули на это дело и разъехались.
«Многим, наверное, это будет сложно представить, на дворе 21 век, а электричества нет и никогда не было. Приезжаю сюда — как на машине времени путешествую — совсем другой мир. На дом установил солнечную батарею, да генератор спасает. После города с его огнями интересные ощущения», — смеётся Иван.
Многие годы Кистин отстаивал право деревушки на свою электролинию. И в местной администрации всё-таки пошли на встречу настойчивому омичу. Уже установили столбы, скоро прокинут провода. И это лето, надеется Иван, Кордон-Бергамак встретит в свете электрических лампочек. Впервые за свою столетнюю историю.
|
---|
Благодаря Ивану Кистину в Кордоне впервые за столетнюю историю появится электричество. |
Не дорога, а направление
С электричеством вопрос решен. Для Ивана это уже победа. А вот что делать с дорогами — омич пока не знает. От Муромцево до Кордона 50 километров , 20 из них по бездорожью. Это самый короткий путь. Не зная маршрута, не доберёшься.
«От Омска 250 км. От Бергамака — ценра сельского поселения по прямой хоть и семь с лишним километров, но дороги нет. Летом нужно три километра проехать или пройти до реки Тара, затем переплыть на лодке, и потом еще пять километров идти пешком. Зимой проще, можно добраться на снегоходе или лыжах», — рассказывает Иван Кистин
Весной и осенью в распутицу Кордон-Бергамак отрезан от «большой земли» речкой Тарой. Добраться до деревни можно в объезд , крюк в 50 км не радует Кистина, но когда нет других вариантов, приходиться ехать долгим путём.
|
---|
Таежную дорогу Ивану Кистину с друзьями приходится разравнивать лопатами. |
Дороги как таковой, к Кордону никогда не было, говорит Иван Кистин, это больше направления. Посёлковый маршрут сплошь в глубоких рытвинах. Пройтись бы здесь грейдером, разровнять бы, а потом прикатать дорогу — мечтает Иван, только вот ресурсов для этого у Кистина нет. Но омич не сдаётся, вместе с друзьями, вооружавшись лопатами, разравнивают дорогу своими силами. Метр за метром.
Новый мост
«Работа любит тех, кто её не боится», — говорит Иван. Отец — Кистин -старший — с детства приучил сына к труду. В городе у омича небольшой бизнес: шиномонтажка и автомойка. Но дважды в неделю Кистин -младший бросает дела, садится в УАЗик и едет в родную деревню.
«Я так люблю находиться там. Хоть и быт пока не обустроен: света нет, связь ловит только местами, но в деревне ощущается свобода. Всё близкое, родное. Природа сказочная. Выходишь на улицу и душа поёт. Со временем планирую сюда переехать, а в Омск в гости приезжать», — отмечает Иван.
В прошлом году омич поставил себе амбициозную цель — сделать в Кордоне новый мост, старый совсем обветшал. Житель Муромцевского района Сергей Барнашов своими глазами наблюдал за строительством. Говорит, мост поставили за полгода, хоть и временный, но сделан основательно.
«Старый мост развалился. Однажды там джип пытался проехать, провалился. Пришлось хозяину спецтехнику вызывать и добывать с этого моста. После этого случая даже для пешеходов он стал опасен. Ваню это не устроило. И он решил своими силами поставить бревенчатый мостик. По нему грузовые машины, конечно, не проедут, а вот легковые вполне. И для прогулок место отличное», — отмечает Сергей Барнашов.
|
---|
Старый мост пришел в негодность. Иван Кистин построил новый. Мост хоть и временный, но сделан основательно. Легковые авто смогут по нему проехать. |
Бревенчатый мост обошелся Ивану Кистину в 200 тысяч рублей. Строить помогали всем миром.
«Мой брат — полный тёзка, тоже Иван Кистин, поддерживает все мои идеи, вместе с ним мы разгрузили столько стройматериалов, столько гвоздей забили. Друг из Омска — Игорь Елефтериади помог со строительством моста. Ещё один друг — Александр Иванов из Муромцево, выделил стройматериалы. В работе участвуют все. Даже мой племянник Никита уже приложил руку к восстановлению родового гнезда. Сейчас жду его с армии с нетерпением, работы непочатый край», — смеётся Иван.
|
---|
Слева направо: друг Ивана- Игорь Елефтериади, Иван Кистин, брат-полный тезка , племянник Никита. |
Восстанавливать родовое гнездо получается не так быстро, как хотелось бы. Стройматериалы дорожают. Но Иван от цели не отказывается. Кроме моста возводит в деревне часовню. К лету планирует сделать крышу и установить купол.
|
---|
В деревне Кородон-Бергамак в этом году появится небольшая часовня. Летом сделают крышу и установят купол. |
Светлое будущее
О том, что новая жизнь старого села уже не за горами, в семье Кистиных не сомневаются. Иван настроен решительно. Мечтает отрыть в Кордоне глэмпинг. Это палатки и домики с удобствами, но на природе. Иван уже построил две избушки, летом планирует привезти в Кордон первых туристов.
«Тут такая красота у нас. Я уверен, многим в нашем Кордоне понравится. До Окунево семь километров по прямой. Мечтаю организовывать сплавы по реке и экспедиции в тайгу. У Муромцевского района большой туристический потенциал. Мне интересно в этом направлении развиваться», — говорит Иван Кистин.
С приходом весны большая семья Кистиных вновь соберётся в родном Кордоне. Работы хватит на всех. Иван уже сообщил родственникам о новых планах — создать экоферму. Омич мечтает заниматься разведением лошадей и овцеводством. Никто из близких и друзей в Иване не сомневается. Говорят, уж если решил , то своего добьется. Такой человек.
|
---|
Иван Кистин с женой Ириной и дочерью Елизаветой. |
За последние 40 лет в Муромцевском районе исчезло почти 60 деревень. Статистика печальная, говорит Иван Кистин и добавляет — родной Кордон-Бергамак в это число не войдёт.
«Пока бьётся мое сердце, буду бороться за родную деревню. Не дам исчезнуть родине предков», — уверяет Иван.
|
---|
На окраине деревни растет сосна. Иван Кистин часто прибегал к ней в детстве. Теперь это символ его семьи. |
На окраине деревни Кордон-Бергамак растёт старая сосна. Иван Кистин в детстве часто прибегал и любовался ей, теперь приходит сюда вместе с дочерью Елизаветой. Для него это не просто дерево — реликвия, к которой прикасались несколько поколений его предков. И пока дерево растёт, а деревня существует, уверен Иван, история семьи Кистиных продолжается.