om1.ru
Дорога лебедей. Как исчезающие, но оптимистичные чуваши пытаются сохранить свою культуру в Омской области Их предки были кочевым народом. Но где бы ни носила судьба, чуваши всегда возвращались в родные края. Селились по берегам рек и возле ручьёв. Верили, что и у камней есть душа, поэтому старались жить в гармонии с природой. Верные и вольные, как лебеди, чуваши около века назад обосновались и в Омской области. О том, сколько их в регионе и как они пытаются сохранить себя и свою культуру – наш материал.

Дорога лебедей. Как исчезающие, но оптимистичные чуваши пытаются сохранить свою культуру в Омской области

Их предки были кочевым народом. Но где бы ни носила судьба, чуваши всегда возвращались в родные края. Селились по берегам рек и возле ручьёв. Верили, что и у камней есть душа, поэтому старались жить в гармонии с природой. Верные и вольные, как лебеди, чуваши около века назад обосновались и в Омской области. О том, сколько их в регионе и как они пытаются сохранить себя и свою культуру – наш материал.

Дорога лебедей. Как исчезающие, но оптимистичные чуваши пытаются сохранить свою культуру в Омской области
Фото: Дорогой лебедей. Вековая история чувашской деревни Машканка

По Млечному Пути

Эта легенда передаётся у чувашей из уст в уста. За стаей лебедей гналась зима. Птицы опережали лютую стужу лишь на один рассвет. Лебеди летели день и ночь. Очень устали. Вдруг вожак-хургейк услышал крик, похожий на стон. Одна из птиц была ранена, отбилась от стаи и начала отставать. Чтобы не погибли остальные, вожак приказал стае резко набирать высоту и лететь без оглядки. Пытаясь указать путь раненной птице, белые лебеди оставляли пушинки. С тех пор они вечно светятся в небе, образуя дорогу Хургайк-Сюле или Млечный Путь.

 — Старики говорят, что лебеди всегда летят по Млечному пути.
 — Для нас, чувашей, это не просто скопление звезд, а один из символов нашего народа.
 — Как-то по телевизору сказали, что выросли поколения людей в мире, в основном в городах, кто никогда не видел Млечного Пути. А в нашей деревне его видно и летом, и зимой. Небо над нами красивое и днём и ночью.

Машканка — чувашское село в Тарском районе. Основано в 30-х годах прошлого столетия.

В Машканке живут 33 человека. Общительные и дружелюбные чуваши гостям рады, хотя они бывают здесь не часто. Населённый пункт затерялся в суровой сибирской тайге. От Тары до деревни — 50 километров. Дорога с разбитым асфальтом, уложенном ещё в прошлом веке, идёт до соседнего села Нагорное. Затем 5 километров — бездорожье. Зимой, если нет бури, добраться можно. А вот осенью и весной, говорят местные, тот ещё квест.

«У нас деревня под горой. А гора очень крутая. Когда слякоть, машины заехать на неё не могут. Потому что глина тащит назад. Получается, деревня как будто бы не отпускает тех, кто сюда приезжает», — рассказывает Сергей Алдаков, житель Машканки.

Местные поэты давно окрестили Машканку «тарской Шамболой». В 1927 году деревню основали переселенцы из Чувашии. Первыми приехали шесть семей. Был среди них — и отец местного жителя Сергея Алдакова.

«Чуваши в поисках земли или раскулаченные отправлялись в сибирскую глушь в поисках лучшей жизни. Сначала им предлагали земли недалеко от Васисса. Так называемые «ворота Кулая». Но там болотистая местность, много мошки и вода ржавая. Предки не захотели там жить, нашли себе красивое и укромное место», — рассказывает местный житель.

Так, на карте Тарского района появилась Машканка. Во всех официальных источниках — через букву «А». Только местные говорят, это не совсем верно. Своё название деревня получила из-за большого количества мошки, от которой летом нет жизни ни людям, ни животным. К этой неприятности машканцы давно привыкли. Говорят, красоты родного края компенсируют всё сполна.

Своё название деревня получила из-за большого количества мошки. К этой неприятности местные давно привыкли. Говорят, красоты родного края компенсируют всё сполна.

В гармонии с собой и природой

Деревянные домики рассыпались по холмам. Между ними извивается грунтовая дорога, исхоженная ногами, протоптанная копытами, прибитая колесами телег и машин. Тянется с Востока на Запад, вслед за Солнцем. Машканка состоит из одной широкой улицы — Центральной, а также нескольких её ответвлений. Куда ни глянь, кругом чувствуется простор. Свободолюбивые чуваши не ставили деревянные избы бок о бок, а обустраивали целые усадьбы.

«Ял, так называлось чувашское поселение. Усадьба делилась на две части: передний двор и задний. Там хозяйственные постройки: амбар, конюшня, хлев. У зажиточных чувашей усадьба включала до 30 строений и в большинстве из них содержалась какая-нибудь живность», — рассказывают местные.

Чуваши произошли от тюркских народов, но 90 % из них православные. От предков передалось уважительное отношение к силам природы. Местные верят, и у камней есть душа. Марусино поле, Илья гора, Никола гора, Авраам заимка. У каждого уголка в Машканке своё название. Особое почтение — местным речкам. Холодная и Зимовная не замерзают даже в лютые морозы.

«Чуваши испокон веков сочетают православие и элементы язычества. Предки всегда селились у воды. Называли её самой жизнью. Вообще реки и озера — священные места для нашего народа. А ещё мы до сих пор верим в добрых и злых духов во главе с Шуйтаном», — рассказывает Зинаида Яруткина.

Реки Холодная и Зимовная не замерзают даже в лютые морозы.

Жители Машканки — потомки выходцев из среднего Поволжья. Их деды и отцы, заселяя Тарское Прииртышье, привезли с собой обычаи, кухню и язык.

«Старое поколение машканцев владеют чувашским, молодежь  только частично, но все понимают язык. Он интересный. Например, нет слова «да». И нет различий  он или она, есть одно местоимение «вăл» — рассазывает Александр Семенов.

Несколько лет назад чуваш вместе с женой переехал из родной деревни в Тару. Говорит, так поступили уже многие односельчане. У людей нет выхода. Для пожилых важно, чтобы больница была рядом. А в Машканке даже ФАПа нет. Землячка Александра-Зинаида Яруткина тоже живёт в Таре. После того, как умер муж, перебралась ближе к детям. Но каждое лето приезжает в родной дом, в котором прожила 60 лет. Теперь уже с внуками.

«Внуки очень любят Машканку. У меня их пятеро. У чувашей всегда были большие семьи. Сирот не было. Детей забирали родственники и воспитывали. Большая семья — счастливая семья, так считают чуваши. А в 90-е годы, когда кругом был демографический спад, у нас даже прирост населения наблюдался», — отмечает Зинаида.

Сибирские чуваши сохранили самобытную культуры. Правда, национальные наряды надевают теперь только для выступлений. Их ансамбль «Тутлэ щирла» – «Сладкая ягода» раньше украшал любой районный праздник. Коллектив появился в 2002 году. Профессиональных артистов в нём нет. Многие из них теперь живут в Таре, выступают редко, но частенько собираются и поют на родном чувашском для души.

«Раньше часто выступали, а сейчас уже возраст. Но иногда нет-нет, да и тряхнем стариной. Наряды у нас красивые. Платье — кэбэ, нагрудное украшение — ама, ожерелье, звенящее при пляске и ходьбе сделано из монет. Считалось, оно, как доспехи воинов, защищало от сглаза и злых духов. Льняное платье из самотканого материала, обязательно с вышивкой и чувашскими символами», — рассказывает Зинаида Яруткина.

Чувашка Зинаида Яруткина после смерти мужа переехала поближе к детям — в Тару. Но каждое лето приезжает в родную Машканку. Теперь уже с внуками.

Любовь к труду у чувашей в крови. Жители Машканки всегда держали большие подворья. А природа щедро одарила местные края рыбой, дичью, ягодами и грибами. Питаются чуваши, в основном тем, что собрано в лесу и выращено на своём огороде, многие до сих пор сами пекут хлеб. Татьяна Заровная — признанный знаток чувашской кухни, прожила в деревне 14 лет. Вышла замуж за местного жителя. Для него научилась готовить национальные блюда.

«Когда гости приезжают или сами собираемся, обычно готовим хуплу  чувашский пирог рыбный. Варим пиво, делаем сыр-чакат, печём яву — шарики из пшеничной муки. И готовим одно из самых популярных блюд  шартан. Это колбаса из овечьего желудка».

Муж Татьяны Заровной умер четыре года назад. Женщина перебралась к детям, но с чувашами связь поддерживает. Говорит, люди они — исключительные.

«Я славянка, но с чувашской душой. Благодарна своим друзьям, что в сложный период поддержали. Чуваши очень дружные, в беде не оставят, помогают безвозмездно, не обманывают. Честные и душевные люди. Чистосердечный народ».

Татьяна Заровная (вторая слева) называет себя славянкой с чувашской душой. За 14 лет жизни в Машканке научилась готовить национальные блюда и петь чувашские песни.

Жить вопреки

Клуб, ФАП, начальная школа, магазин. Ничего этого в Машканке больше нет. Зато есть 15 жилых домов. И 20 пустующих. Несмотря на обстоятельство, чуваши считают родную деревню перспективной. Точнее, она могла бы стать такой, если бы появилась дорога.

«У нас можно туризм развивать. Местность-то курортная. Чистый воздух, рощи и холмы. Мы сохранили национальный колорит. Вот едут многие отдыхать в Горный Алтай, а у нас бы людям тоже понравилось. Чем мы хуже алтайцев, тоже есть, чем угостить, что рассказать и показать, о чём спеть», — уверен чуваш Александр Семёнов.

Есть у машканских чувашей одна добрая традиция. На Троицу всегда собираются вместе: те, кто живут в деревне, те, кто когда-то в ней жили, родились и выросли. Вместе готовят угощения, накрывают столы под открытым небом. Сидят до темноты. Вспоминают былые времена. Вместе радуются и вместе плачут. А в этом году есть особый повод всем встретиться — родной деревне 95 лет.

«Я часто вспоминаю деревню. Скучаю. Уехала из Машканки после окончания школы, но каждое лето приезжала туда, пока были живы родители. Последний раз была в 2016 году. Вспомнила, как мы с братом на две палки наматывали тюль и ловили на мелководье за мельницей рыбёшек. К нам в деревню приезжали сборщики грибов. С бабушкой пошла в лес, насобирала целое ведро грибов, помыли, почистили на речке и сдали их. Это были мои первые заработанные три рубля. Я их с гордостью отдала маме», — вспоминает Зоя Швецова, жительница Тюменской области.

Фото 2012 года. Есть у жителей Машканки свои традиции. Каждый год на Троицу собираются все вместе. А в этом году особый повод встретиться — деревне 95 лет.

Сибирские преставители народности продолжают бережно хранить свою культуру вопреки обстоятельствам, но сделать это становится всё сложнее. Жители Машканки — неисправимые оптимисты. По ночам, когда небо ясное, они частенько выходят на улицу и любуются символом своего народа — дорогой лебедей. К трудностям чуваши из маленькой таёжной деревни относятся философски — время не остановить, жизнь не поставить на паузу, а смерть не отсрочить, так зачем тогда переживать?!

 
СПРАВКА: Кроме Машканки, в Омской области чуваши проживают в Казанке, Чебачихе, Екатериновке, Выборненовке, Салоревке и Белотуровке. Согласно переписи за 2010 год, в России 1,5 млн представителей народности. В Омской области их — около 3,5 тысячи. С каждым годом становится всё меньше. Если так дальше пойдёт, говорят машканцы, со временем чуваши исчезнут с национальной карты России.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter