om1.ru
Чудеса в решете, или Наука начинает и выигрывает. Восхищаемся богатствами языка и разоблачаем мифы Портал Om1.ru продолжает серию публикаций проекта «Алфавит ассоциаций». В рамках проекта мы будем публиковать размышления филолога Натальи Федяевой о русском языке, навеянные буквами современного русского алфавита.

Чудеса в решете, или Наука начинает и выигрывает. Восхищаемся богатствами языка и разоблачаем мифы

Портал Om1.ru продолжает серию публикаций проекта «Алфавит ассоциаций». В рамках проекта мы будем публиковать размышления филолога Натальи Федяевой о русском языке, навеянные буквами современного русского алфавита.
4 апреля 2022, 13:40

Чудеса в решете, или Наука начинает и выигрывает. Восхищаемся богатствами языка и разоблачаем мифы
Фото: pixabay.com
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Наталья Дмитриевна Федяева,
доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и лингводидактики Омского государственного педагогического университета,
автор проекта «Филологические беседы с котом Тимофеем»

«К», «Л», «М».

Сегодняшние буквы складываются для меня в слово «муома-луома-куома». Что это за ерунда? Что еще за «куома»? Поговорим сегодня о чудесных свойствах языка и одновременно с этим – о его пределах.

«Муома-луома-куома» – это псевдослово, созданное в рамках лингвистического эксперимента. Участникам предложили три слова («муома-луома-куома», «типи-рили-липи» и «мого-бого-того») и три фигуры (округлую из плавных линий, прерывистую из мелких черточек и всю сплошь из углов) и попросили соотнести слова и фигуры. Этот эксперимент Ильи Наумовича Горелова подробно описан в книгах по психолингвистике. Результаты были впечатляющими: почти единодушно округлую назвали той самой «муомой», угловатую – «мого-бого-того», прерывистую – «типи-рипи-липи». Совпали в своем выборе и участники другого эксперимента: им предложили соотнести слова «мамлына» и «жаваруга» и изображения двух фантастических существ – добродушного и угрожающего. А у вас бы ведь тоже мамлына оказалась лапочкой?

Итог экспериментов таков: очевидно, звуки, хоть и не имеют значения, влияют на восприятие слова, фоническая форма которого имеет специфическую содержательность.

Потрясает? Восхищает? Удивляет? Конечно, какие могут быть сомнения?! Язык прекрасен, сложен и восхитителен. Начну в этой связи цитировать Константина Бальмонта:

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон, и ладан богомолья...

Я филолог, и меня не надо убеждать в том, что язык – уникальная система, без которой немыслима жизнь человека, которая хранит многовековой опыт предков, которая скрепляет и разъединяет, и т. д., и т. п. Но, но, но!...

Без всякой как будто бы связи процитирую еще один текст:

– Интересно, Ватсон, что вы думаете об этой трости? (говорит Холмс, стоя к другу спиной).

– Можно подумать, что у вас на затылке глаза.

– Дорогой друг, если б вы читали мою монографию об органах осязания у сыщиков, вы бы знали, что на кончиках ушей имеются такие тепловые точки. Так что глаз на затылке у меня нет.

Бесспорно, человеческий язык действительно потрясающий феномен, и условные тепловые точки на кончиках ушей имеются у него изобилии, но условных же глаз на затылке нет. Иными словами, это мощная и могучая система, у неё есть скрытые резервы, но есть и пределы.

Например, нет сакрального (и никакого другого) значения у букв – это просто графические символы, состоящие из палочек и галочек.

Значение слова не складывается из значений букв, его составляющих, или из произвольно выделенных буквенных комплексов. Например, «жратва» – это не Ж-РА-Тва (творение РА жрецами), а «мрак» не равно М+Ра+К (отраженное мыслетворчество сияющей мудрости) – известны такие чудеса толкования. Как ни банально это звучит после таких феерических обоснований, но в слове «жратва» корень «жр-»; если уж надо докапываться до основ, то его можно сравнить с древнеиндийским «поглощает», «питье» и авестийским «проглатывающий, поглощающий». Об этом можно узнать из этимологического словаря Макса Фасмера. Слово «мрак» («морок») этимологически сближается с литовским «мигать», «закрывать глаза» и латышским «взгляд», и это само по себе интересно: когда мигаешь, перестаешь видеть свет.

Мне можно возразить: дескать, это моя зашоренная наука во мне говорит и не дает видеть истину. Но языкознание как раз и стремится познать всю сложность своего объекта. Сложность эта заставляет всякий раз поражаться: ну надо же, как всё в языке устроено! Эксперименты с муомой тому одно из доказательств. Так что давайте восклицать и языком восхищаться на твёрдых научных позициях. Он хорош и без глаз на затылке.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter