Поначалу 24 февраля у её семьи ещё была связь. Они узнали, что началась бомбёжка военных баз.
Больше месяца Елена и ещё 50 человек, в том числе дети и пенсионеры, находились в подвале. Женщина называет время, проведённое в Мариуполе после 24 февраля «36 днями ада».
«Не было спокойствия ни днем, ни ночью», — сказала Елена.
На улице тогда ещё стоял мороз, из-за чего многие продукты не испортились. Прокормить нужно было всех, но еды было мало. Они ходили в магазин, даже что-то покупали, пока его не разбомбили. Вода, конечно, также была в дефиците, поэтому приходилось топить снег.
По воспоминаниям Елены, многие оставались в городе, так как была надежда, что ещё неделя, и 1 апреля всё кончится как страшный сон. Однако всё оказалось иначе.
Мирным жителям даже не давали времени, чтобы выйти из города. Кто-то слёг, пытаясь бежать под обстрелами. Некоторым повезло: они доходили до ДНР, где для беженцев обустроили специальный лагерь. Елена рассказала, что детей им удалось эвакуировать 20 марта.
По наблюдениям мирных жителей, украинские солдаты вели себя совсем не как защитники: выламывали двери, съедали всю еду в квартирах, ломали стены, чтобы было удобнее стрелять.
«У нас была трехкомнатная квартира, а стала пятикомнатная. Всё сломали! Я 24-го числа думала: «Это ненадолго! Ещё два дня, ну ещё два дня». И все так думали. А потом увидели месиво, там камня на камне не осталось… Соседи из дома напротив пришли, рассказали, что украинские военные с их дома стреляли прямо по нам, по нашему дому», — рассказала Елена подробности страшных событий.
У женщины после тяжёлой ангины в юношестве из ноги вышла вся суставная жидкость, из-за чего ей заменили сустав на специальный протез. После у неё начались боли, Елена какое-то время передвигалась только с тростью. Однако, когда началось военное время, украинка отставила этот недуг на второй план и занялась помощью. Ежедневно она ходила к 85-летней соседке и кормила её. В один из дней, когда Елена готовила, у подъезда прогремел взрыв. С тех пор у неё не может восстановиться слух, одно ухо слышит значительно хуже.
Женщина и своего кота Маркиза не бросила в беде: кормила его и ухаживала, пока он не потерялся. Когда началась эвакуация мирных жителей, любимца всё-таки удалось найти, но всё делалось второпях — нужно было собраться за полчаса. Елена и её муж Василий не бросили на произвол судьбы своего питомца и повезли с собой.
«Когда Васю с котом в безопасное место привезли, Маркиз уже в хату отказывался заходить, потом Вася рассказал, что он сел к нему на коленки и сидел как никогда долго. Сейчас-то мы понимаем, что он так прощался. Вася так и уснул с ним на коленках, а на утро Маркиза уже никто не мог найти, ушёл наш любимец за радугу. Ну, главное, мы не бросили, как-никак продлили жизнь ему немного. Хороший кот был», — поделилась украинка.
Теперь она живёт у родной сестры в Омске вот уже два месяца. Последний раз в Омске Елена была 34 года назад. Дочь же Латыш живёт в Германии, сын — в Москве.
Семья пока не знает, останется ли в Омске. Здесь не совсем удобно жить из-за климата — у Елены достаточно чувствительна к холоду нога. Вообще же, омичи показались украинцам порядочными и вежливыми людьми, которые могут в случае чего помочь, например, с пакетами.
«Церковь у вас здесь отличная, мне так нравится, как поют, каждые выходные хожу, молюсь…», — поделилась Елена.