om1.ru
«Идея убрать частников из центра устарела». Вадим Кормилец рассказал, как изменится транспорт в Омске Директор департамента транспорта Вадим Кормилец в эксклюзивном интервью для портала Om1.ru рассказал, как будет выглядеть новая маршрутная сеть Омска, будут ли изгонять частных перевозчиков из центра и что уже в ближайшем будущем кардинально изменится для пассажиров.

«Идея убрать частников из центра устарела». Вадим Кормилец рассказал, как изменится транспорт в Омске

Директор департамента транспорта Вадим Кормилец в эксклюзивном интервью для портала Om1.ru рассказал, как будет выглядеть новая маршрутная сеть Омска, будут ли изгонять частных перевозчиков из центра и что уже в ближайшем будущем кардинально изменится для пассажиров.
29 ноября 2022, 12:35
интервью

«Идея убрать частников из центра устарела». Вадим Кормилец рассказал, как изменится транспорт в Омске
Фото: Om1.ru

Портал Om1.ru обсудил с Вадимом Кормильцем главные темы, связанные с общественным транспортом в Омске. Интервью можно посмотреть в формате видео или почитать текстовую версию ниже.

Новая маршрутная сеть

— Вадим Геннадьевич, одна из самых актуальных тем — новая маршрутная сеть, которая разрабатывается уже несколько лет. Вы предупреждали, что изменения будут постепенными, но когда новую сеть можно будет презентовать как некий завершённый проект?

 — Работа над формированием новой маршрутной сети в Омске назревала уже давно. Ещё в 2008-2009 гг. СибАДИ представил свою версию новой маршрутной сети, были и другие предложения, но, наверное, наиболее глубокую проработку выполняет сейчас департамент транспорта. Эту работу мы делаем с привлечением научного сообщества и современных цифровых технологий по определению пассажиропотока. В процессе участвуют и высококлассные специалисты от СибАДИ, и представители сообщества частных перевозчиков. Сейчас рабочая группа уже находится на финише.

Новая маршрутная сеть сформирована по совершенно новым принципам. Во-первых, она предполагает магистральные маршруты, которые уже известны омичам и прекрасно себя зарекомендовали.

 
 
 
 
Сегодня у нас пять магистральных маршрутов — 4 троллейбусных и 1 автобусный. Но их количество мы планируем довести до 16. Практика подтвердила, что магистральные маршруты востребованы омичами. Они работают с 6:00 до 23:00 часов с минимальными интервалами в 5-7 минут. Единственное, во время пересменки персонала допускается удвоение интервала, но даже в этом случае он не будет превышать 10 минут.

— Есть ли уже карта, на которой можно посмотреть, как это всё будет представлено?

 — Карта есть, она разбита по слоям. На первом слое — пока без нумерации — представлена схема движения магистральных маршрутов. 16 магистральных маршрутов предназначены для того, чтобы диаметрально расчертить территорию города, соединить противоположные края — например, ж/д вокзал и городок Нефтяников. Это хребтовые маршруты, которые будут обеспечивать основной пассажиропоток с минимальным временем ожидания транспорта. Магистральные — это автобусные и троллейбусные маршртуты, трамвайные пока уходят в отдельную категорию, но есть планы по их расширению.

Второй слой — около 48 межрайонных маршрутов. Те районы, которые удалены от магистральных, будут охвачены межрайонными. Их задача — разгрузить центральные магистрали, чтобы перемещение из точки А в точку Б напоминало не движение по катетам и гипотенузе треугольника, а по кратчайшим расстояниям. Это повлечёт за собой и экономию времени, и лучшую экономику по маршруту, и снизит коэффициент беспересадочности. Человек сможет за меньшее время совершить поездку без пересадки.

 
 
 
 
 
Такие хордовые маршруты станут более привлекательными для пассажиров, чем магистральные, потому что там будут задействованы не только большие автобусы, но и среднего класса. Они будут двигаться по кратчайшим траекториям между районами. Например, из Амура в Нефтяники автобусы поедут не через 7-ю Северную, а напрямую через 24-ю Северную с выходом на проспект Мира, может быть, через Заозёрную и Королёва.

Третий слой — подвозящие маршруты, на которых будет использоваться транспорт среднего или даже преимущественно малого класса. Но здесь мы понимаем, что тип и количество подвижного состава будут определяться существующим пассажиропотоком или пожеланиями граждан. Есть далёкие территории, откуда людям нужно утром уехать на работу и вечером вернуться. В такие районы транспорт ходит по графикам, согласованным с жителями.

— Какие этапы новой сети реализуют уже в 2023 году?

 — Мы планируем в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» закупить 20 новых автобусов большого класа, которые будут работать на природном газе. Остальные технические сервисы будем предусматривать в техническом задании, отталкиваясь от того, в чём нуждаются люди. Мэр Сергей Шелест уже озвучил, что на следующие годы у нас в планах закупка транспорта с двойным остеклением, что важно в нашем сибирском климате. Мало того что в салоне будет больше печек, надо ещё это тепло сохранить.

За счёт закупки нового подвижного состава мы планируем в 2023 году перевести маршрут № 33 в категорию магистрального. Далее в 2024 году, опять же в рамках нацпроекта «БКД», планируем купить ещё 44 новых автобуса и в категорию магистральных перевести маршруты № 29 и 45. Как раз есть пожелания жителей Амурского посёлка по увеличению интервала 45-го маршрута. И отдельная сфера — закупка троллейбусов в рамках инфраструктурного бюджетного кредита.

Маршрутки

— Неоднократно звучала идея освобождать центр города от маршруток. Насколько это реально? Хватит для этого крупногабаритного транспорта?

 — Такая задача была поставлена перед департаментом транспорта.

 
 
 
 
 
Но, честно говоря, это уже анахронизм, пережитки прошлого. Был период, когда Омск остро нуждался в поддержке частных перевозчиков, но и сейчас тоже нуждается. Они выполняют большой объём работы, и никто не собирается очищать улицы от частных перевозчиков. У муниципалитета нет задачи монопольно захватить рынок пассажирских перевозок.

Частники очень эффективно справляются с задачами и чётко реагируют на рынок, понимая, где и какого класса автобус востребован. Мы эффективно компилируем работу муниципального транспорта с частными перевозками. На сегодня частники работают на 10 маршрутах с регулируемым тарифом — на тех же условиях, что муниципальные предприятия. (Регулируемый тариф устанавливают органы местной власти, а нерегулируемый — сами перевозчики. В первом случае действуют единые льготы и плата за проезд, а межтарифную разницу перевозчикам компенсируют из бюджета — прим. ред.).

В первую очередь, мы предложили перевозчикам изменить схемы движения 22 маршрутов, перейдя на альтернативные трассы в обход центральных магистралей. Часть маршрутов уйдёт на улицу Жукова, другие схемы будут проложены через Ленинградский мост и Левобережье в направлении моста 60 лет ВЛКСМ (мост у Телецентра — прим. ред.).

 
 
 
 
 
Мы не настаиваем, чтобы частники уходили из центра. Если они готовы перевести свой транспорт из малого класса в средний, то есть купить вместо «Газелей» ПАЗы или большие автобусы, то они останутся на центральных маршрутах — единственное, с корректировкой количества подвижного состава.

Допустим, если сейчас на маршруте работают 20 «Газелей», то при покупке ПАЗов останется около 10 штук. Мы уже опубликовали документ планирования. Сейчас изучаем обратную связь от перевозчиков. Часть из них уже закупила более вместительные автобусы. Всего же мы ожидаем, что около 40 автобусов среднего класса будет закуплено на замену малого. «Газель» перевозит 20 человек, средний класс — около 50. При этом «Газели» занимают определённую площадь на проезжей части, водители выстраиваются в очередь к остановке, в том числе из-за них образуются заторы. Один большой автобус заменяет собой пять «Газелей», это более экономичный вариант.

— Несколько лет назад муниципальный транспорт перевозил 30 % пассажиров, а частный — 70 %. Изменилось это соотношение сейчас?

 — Ситуация меняется. На сегодняшний день 39,2 % перевозок в Омске выполняет муниципальный транспорт. Мы планируем, что этот показатель достигнет 40 % и продолжит увеличиваться. Для этого мы делаем наш транспорт привлекательным для пассажиров. И, кроме прочего, новая маршрутная сеть предполагает изменения, которые ещё сильнее перераспределят пассажиропоток. Экономика там будет совершенно другая.

— Ещё один важный проект — перевод маршрутчиков на регулируемый тариф, то есть чтобы во всех видах транспорта была единая плата за проезд, действовали все льготы. Как идёт работа в этом направлении? Частные перевозчики не сопротивляются?

 — Мнения в сообществе частных перевозчиков разделились. Некоторые с готовностью изъявляют желание перейти на регулируемый маршрут, другие, наоборот, активно отстаивают точку зрения, что эффективно работают нерегулируемые маршруты. У омичей такие поездки востребованы.

 
 
 
 
 
Если судить с точки зрения организатора перевозок — то есть департамента транспорта, — было бы правильно все 100 % маршрутов перевести в регулируемый тариф. Мы сразу увидим объёмы пассажиропотока, где именно востребована функция бесплатной пересадки. Но перевод тех или иных маршрутов на регулируемый тариф диктуется возможностями бюджета.

В первой половине 2023 года перевод на регулируемый тариф не планируется. Но мы готовим изменение схем движения отдельных маршрутов, чтобы охватить те территории, где пока нет доступного пешего подхода к транспорту, работающему по регулируемому тарифу. Например, это маршруты № 55, 61, новый маршрут № 42.

— В случае перевода маршрутов на регулируемый тариф на них вернётся плата 25 рублей?

 — Это основное отличие между регулируемым и нерегулируемым тарифом. Если вводится регулирование, то, безусловно, будет 25 рублей безнал, 30 рублей — наличка. Остаются льготы у пенсионеров и школьников — 18 рублей за проезд. На маршрутах с нерегулируемым тарифом сейчас проезд стоит в районе 30 рублей, независимо от формы оплаты. Льготы частники тоже предоставляют, но 22 рубля — выше, чем в муниципальном транспорте.

Ночные маршруты, валидаторы и «зайцы»

— Кстати, заветная мечта омичей — ночные маршруты. Раньше эту идею считали экономически нецелесообразной, потому что такси было дешевое. Сейчас такси дорожает, может, пора задуматься?

 — Ответ очень простой: если бы это было экономически эффективно, то эту нишу уже давно заняли бы частники с машинами малого класса. Если они не видят в этом экономической эффективности, какой смысл муниципалитету заходить туда с большим классом, неся издержки, потому что пассажиропоток в вечернее время крайне низкий. Экономика не позволяет сейчас обеспечивать ночные поездки. Всё-таки пусть для этого остаются услуги такси.

— Важное нововведение в Омске — появились валидаторы. Как считаете, оправдывают они себя? Не стали меньше платить за проезд?

 — Мы прекрасно видим снижение количества платежей с наличной оплатой проезда. Среди безналичных вариантов оплаты в целом на 3 % увеличилось количество платежей с помощью электронных средств.

 
 
 
 
 
Практику валидаторов в автобусах мы оцениваем как хороший результат. Причём нет задачи в короткий промежуток времени заместить всех кондукторов валидаторами. Сейчас они используются только в том транспорте, где не хватает кондукторов, чтобы не отвлекать водителей приёмом платежей от их прямой задачи.

Валидаторы будут применяться и дальше. Экспериментальным у нас был маршрут № 78. Так, 10 автобусов были оборудованы валидаторами, до конца года ими оборудуют ещё 10 автобусов и дополнительно 5 троллейбусов и 5 трамваев. Кроме прочего, после Нового года пассажирское предприятие № 8 готовится установить валидаторы в ещё 60 автобусов.

— Безбилетников стало больше? Планируете ли увеличивать штрафы?

 — Штрафы увеличивать не будем, за это отвечает Законодательное собрание. Не так давно, кстати, сумма штрафов была увеличена: на сегодняшний день за безбилетный проезд следует либо предупреждение, либо штраф от 300 до 700 рублей. Безусловно, «зайцы» есть, мы это прекрасно понимаем. Какое количество — не могу пока сказать. Контролю оплаты проезда будет уделяться большое внимание, создан департамент контроля, в функционал которого это в том числе будет входить. «Зайцу» мы спуска не дадим.

Новые остановки и «выделенки»

— В связи с изменением маршрутной сети будут ли меняться места остановок?

 — Эта работа не видна омичам, но она ведётся круглогодично. Запросы на новые остановки регулярно поступают, но сейчас их становится меньше по той причине, что администрация в последние годы очень активно работает в этом направлении. На ближайшее время принято решение по обустройству остановок на улице Фрунзе. Первая должна быть на участке от улицы Орджоникидзе до Тарской, вторая — от улицы Герцена до Гусарова. Это будет сделано как раз в рамках создания новой маршрутной сети, когда транспорт начнёт активно ходить по этим участкам. В мае 2023 года должны появиться ещё пять остановок на улице Маршала Жукова. И одну остановку планируем ввести в эксплуатацию на улице Булатова на подъёме к метромосту — она уже есть, но не используется.

— В последнее время как-то перестали появляться новые выделенные полосы. Вроде раньше говорили, что они хорошо зарекомендовали себя. Ждать ли «выделенку» от ж/д вокзала до Нефтяников?

 — Мы и сейчас продолжаем утверждать, что выделенные полосы — это благо для пассажиров, потому что они позволяют перемещаться с меньшими потерями времени. Желание продолжить эту практику есть. Не получилось, к сожалению, в этом году, но приоткрою завесу.

 
 
 
 
 
В 2023 году есть планы оснастить «выделенкой» улицу Богдана Хмельницкого, как в направлении улицы Кирова, так и во встречном направлении. Но будем смотреть по бюджету. Если средств будет недостаточно, то решим проблему частично: выделим полосу на улице Богдана Хмельницкого от улицы Кирова до Маяковского. Это позволит людям экономить время в самые загруженные утренние часы.

Проблема Левобережья

— Много жалоб поступает от жителей Левого берега. Округ растет и застраивается, транспорта не хватает, в часы пик маршрутки часто просто не останавливаются. Будет ли как-то решаться проблема с перегруженностью Левобережья?

 — Эта работа уже ведётся. Губернатор привлёк в город крупных застройщиков, которые будут строить новые жилые кварталы. Инвестиционный бюджетный кредит вырос до 4,6 млрд рублей. Огромные суммы распределены на несколько лет. Будет реконструирован бульвар Архитекторов, мы проложим новую сеть протяжённостью 10,5 км, которая охватит улицу Крупской, бульвар Архитекторов от «Меги», участки улиц Перелёта, Комарова, Лукашевича с выездом на Волгоградскую и улицу Дергачёва — как раз сквозь тело нового квартала «Зелёная река». С этой целью мы уже закупили девять новых троллейбусов «Адмирал», до сентября 2023 года должны прийти ещё 40 троллейбусов.

Сейчас в городе 71 «Адмирал», будет ещё 40 — всего 111, которые будут в том числе перевозить пассажиров с левого берега на правый. Этот транспорт может эксплуатироваться по трём маршрутам: № 5, видоизменённый № 7 и № 10. Этот транспорт будет связывать Левобережье с улицей 10 лет Октября, с ж/д вокзалом и городком Нефтяников — то есть все основные направления станут магистральными.

Дефицит кадров

— По поводу забитых маршруток — есть ведь и проблема с водительским составом. Насколько велик дефицит кадров? Становится ли выгоднее идти работать в муниципальный транспорт, а не к частникам?

 — Наши кадры — это наш золотой фонд. Без преувеличения, это прекрасные и грамотные специалисты, есть трудовые династии на пассажирских предприятиях. Чтобы поддержать наши кадры, мы проводили индексацию заработной платы в январе прошлого и этого года. Кроме того, с августа по октябрь у нас на 10 % выросла зарплата для трёх основных категорий работников.

 
 
 
 
 
На сегодня средняя зарплата водителей с учётом допустимых переработок составила порядка 56 тысяч рублей, кондукторов — около 33 тысяч рублей, ремонтных рабочих — в районе 32 тысяч рублей. Но тем не менее существует дефицит кадров. Сейчас не хватает порядка 16 % водителей, около 28 % — кондукторов (именно это стало причиной того, что мы стали активно развивать валидаторы). И порядка 25 % — дефицит ремонтных рабочих.

К сожалению, не хватает молодых водителей. Раньше их было довольно много, сегодня мы этим похвастаться не можем, но надеемся, что молодёжь всё же вернётся к нам. Кстати, троллейбусное депо за свой счёт обучает водителей троллейбусов, и по электрическому транспорту сегодня количество людей, которые приходят, перекрывает число уволившихся по разным причинам.

— Мы видим, что транспорт серьёзно поменялся за последние годы (вспомнить хотя бы «жёлтые маршрутки» и «автобусы-гармошки»). А вы помните, каким был транспорт во времена вашей юности? Как считаете, стало лучше?

 — В молодости я сталкивался с общественным транспортом только в качестве пассажира. Из детства помню, как мама возила меня на автобусах ЛиАЗ. Это были «картонные» автобусы без какой бы то ни было системы отопления, с деревянными ставнями на окнах, которые опускались вверх-вниз. В юности я был вынужден ездить на учёбу либо на 43-м, либо на 83-м маршруте от диспетчерской, потому что жил в Амурском посёлке, а учился в СибАДИ. Прекрасно помню автобусы «ЛаАЗ-677», так называемые «луноходы». Они имели свои преимущества, но всё-таки были прохладными, не такими комфортными, как современные автобусы. Конечно, в то время мы об этом не задумывались, воспринимали всё как должное.

В центр города довольно часто ездил на трамваях № 3 и 4. В то время они ходили из Амурского посёлка до торгового центра, улицы Лермонтова и далее до улицы Богдана Хмельницкого. Это было удобно, но и количество легкового транспорта было на порядок меньше.

Сейчас мы понимаем, куда развиваемся, и своей целью в первую очередь ставим улучшение условий транспортного обслуживания, чтобы людям было выгоднее экономически и удобнее передвигаться на общественном транспорте, не тратя деньги на автомобили и не создавая предпосылки для заторовых ситуаций. Кстати, по борьбе с заторами администрации города во взаимодействии с ГИБДД удалось добиться, я считаю, большого результата. В 2020 году среди 15 городов-миллионников Омск получил наивысшую оценку — 10 баллов — за работу, которая привела к снижению заторовых ситуаций. Мы опередили Москву, Санкт-Петербург. К сожалению, снизились на 1 балл, опустились на 2-е место по итогам 2021 года. Но тем не менее результат очень хороший.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter