om1.ru
«Китайцы бы успели снести и построить новый»: что было бы, если за Ленинградский мост взялись иностранцы? Тема моста в городе с нами как минимум до конца его реконструкции. В комментариях к постам в соцсетях некоторые омичи негодуют, почему мост закрывают на столь долгий срок. Мол, за это время уже можно было построить новый. А что, если правда можно? В этом тексте мы поразмышляем о том, как быстро наши дружные соседи из Китая возводят мосты и смогли бы они это провернуть в России.

«Китайцы бы успели снести и построить новый»: что было бы, если за Ленинградский мост взялись иностранцы?

Тема моста в городе с нами как минимум до конца его реконструкции. В комментариях к постам в соцсетях некоторые омичи негодуют, почему мост закрывают на столь долгий срок. Мол, за это время уже можно было построить новый. А что, если правда можно? В этом тексте мы поразмышляем о том, как быстро наши дружные соседи из Китая возводят мосты и смогли бы они это провернуть в России.

«Китайцы бы успели снести и построить новый»: что было бы, если за Ленинградский мост взялись иностранцы?
Фото: Om1.ru. Ленинградский мост.

Немного о реконструкции

Напомним, что в конце 2022 года омские власти сообщили о начале капитального ремонта Ленинградского моста. С момента постройки в 1955 году мост неоднократно ремонтировали, но сейчас ему требуется более тщательная реконструкция.

До 31 мая 2024 года на Ленинградском мосту отремонтируют опоры и пролётные строения, окрасят металлоконструкции и восстановят бетонные поверхности, а также произведут ремонт лестничных сходов, конусов, насыпей и расширят пешеходную зону. На всё это выделено 1,9 млрд рублей в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Подрядчиком стала компания «Стройтраст», известная омичам как строитель дороги-дублёра на улице 70 лет Октября. Для компании этот государственный контракт стал самым крупным, до этого самым дорогим было соглашение в 940 млн рублей на ремонт дорог в Омской области.

Теперь давайте приступим к самому интересному: начнём разбираться с комментариями в сослагательном наклонении.

Китайцы бы всё сделали гораздо быстрее

Это правда. Все помнят, как в 2015 году в Пекине уничтожили мост Саньюань и отстроили его заново за 43 часа. Сразу стоит отметить несколько но: мост не проходил через воду, а через автомобильную дорогу, плюс к этому 1 300-тонную конструкцию изготовили и транспортировали уже в готовом виде.

В итоге Пекин получил новый шестиполосный мост за двое суток. Обычная реконструкция заняла бы два месяца, но технология интегративной замены позволила это сделать на порядок быстрее. Скорость в этом объекте была очень важна: перекрыть ключевую артерию на северо-востоке Пекина (с населением в 21,5 млн человек) было невозможно.

Вывод один: в Китае действительно всё делают быстро. По статистике, в Поднебесной возводят примерно 750 км дорог в час. Примечательно, что стоимость одного километра автотрассы в России и Китае сопоставимы, но темпы разительно отличаются.

Портал Om1.ru обратился к эксперту в области мостостроения, который рассказал, что в России могли бы с такой же скоростью реконструировать мост Саньюань при необходимости, но для этого понадобилось бы больше ресурсов.

«Китай нас сильно опережает в индустриализации мостового производства, у них очень развита сеть транспортировки мостовых конструкций по дорогам и железнодорожным магистралям. Самое долгое в строительстве — это устройство пролётного строения, тут возникает ряд трудностей», — отмечает эксперт.

  1. В России осталось мало заводов по производству металлоконструкций. И даже из тех, которые действуют сейчас, приходится выбирать: не все могут делать заказы под мосты, так как для этого необходимо определённое оборудование и квалифицированный персонал. В Китае же с этим проблем нет. Сложности возникают не только с металлом, но и с цементом: Россия выпускает 80 млн тонн в год, а Китай — 1 млрд тонн.
  2. Логистика. Россия-матушка необъятна, что не совсем хорошо для мостостроения: перевозить огромные конструкции с одной точки страны в другую становится очень долгим занятием. Китай тоже не маленькая страна, но количество заводов и более развитая инфраструктура заметно сокращают сроки доставки.
  3. Слабое состояние машиностроительной отрасли. Доля зарубежного оборудования в строительстве в России составляет примерно 95 %, что особо колко может сказаться на строительстве в будущем, когда страна находится под куполом санкций. Китай в этом плане — автономен. Там могут самостоятельно изготовить любые механизмы в кратчайшие сроки.

«Исходя из вышеперечисленного, в России очень сложно быстро построить мост. Даже если приедет компания из Китая, она столкнётся с вышеперечисленными трудностями», — подвёл итог эксперт.

В Китае бы подобный мост снесли и построили новый за это время

Как мы убедились из предыдущего пункта, китайцы смогли бы сделать не только быстрее, но и дешевле, благодаря большей доступности ресурсов и налаженной логистики. Однако, что касается строительства нового моста на месте Ленинградского, тут есть ряд нюансов.

 
У нас есть чёткие регламентирующие сроки строительства моста, разработанные ещё в СССР. Называется этот документ СНиП 1.04.03–85 «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий». Длина Ленинградского моста составляет 663 метра, габарит проезда — примерно 24 метра. В нормативе установлено, что для моста с продолжительностью 400 метров время строительства составляет 32 месяца.
отметил эксперт.

Так как длина Ленинградского моста ещё больше, то и срок будет рассчитан иначе. Но, даже взяв эту цифру, прибавив время на разбор (примерно шесть месяцев), мы получим больше трёх лет на возведение заменителя Ленинградского моста. Соответственно, построить новый мост на его месте быстрее реконструкции не получится.

Китайцы бы сделали реконструкцию дешевле

Более развитая мостостроительная сфера Китая позволяет им быть лидером по количеству возведённых дорог и мостов, ведь большая часть самых сложных проектов возводится именно в Поднебесной наполеоновскими темпами.

Подсчёт средней стоимости одного километра моста в разных странах требует большого количества переменных, плюс оценки его местонахождения и особых условий. Чтобы сделать подробный анализ, нам бы понадобилось обращаться в профильные компании, которые за свои услуги потребовали бы стоимость не меньше цены на реконструкцию Ленинградского моста.
Поэтому предлагаем просто оценить стоимость самых дорогих мостов в России и Китае.

До 2018 года самым длинным автомобильным мостом в мире считался Циндаоский мост, протяжённость которого составляет 42,5 километра. По официальным данным, его стоимость составила 1,5 млрд долларов, но некоторые оценивают его в 8,8 млрд долларов (более 600 млрд рублей). А 23 октября 2018 года в Китае открыли мост Гонконг — Чжухай — Макао. Это сеть из 12 мостов, стоимостью в 20 млрд долларов (страшно переводить в рубли) и протяжённостью в 55 км.

Из уже существующих ближе всего к этой сумме подобрался Крымский мост, протяжённость которого составляет 19 км. По текущему курсу его строительство обошлось примерно в 3 млрд долларов (около 220 млрд рублей). На данный момент это самый дорогой мост в России.

Следующим по стоимости идёт мост на остров Русский за 32,5 млрд рублей, после — Золотой мост во Владивостоке (19,3 млрд рублей).

Возвращаясь к нашему старому, доброму Ленинградскому мосту: будь он расположен в Китае, вероятно, стоимость реконструкции оказалась ниже. Но с тем, что сейчас есть в России, китайская компания не запросила бы меньшую сумму, потому что работала бы с местными материалами или транспортировала его из Поднебесной, что сильно поднимало их в цене.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter