Реакция типичная
Телесно-ориентированный психолог и психосоматолог Ольга Белаш в беседе с порталом Om1.ru отметила, что ощущение страха во время или после травмирующей ситуации — нормальная реакция психики. Страх провоцирует моментальные реакции организма, который реагирует на опасность и, отталкиваясь от полученного опыта, помогает человеку избежать опасности в будущем.
По словам Белаш, ПТСР может проявляться как вторжение воспоминаний, когда снова и снова в голове прокручиваются травмирующие события. Человек может избегать мест, объектов, которые напоминают о травмирующем опыте. Возможны тревожные состояния, проблемы со сном, негативные мысли о себе и мире, чувство вины, потеря интереса к деятельности, ранее доставлявшей удовольствие.
«ПСТР негативно влияет на качество взаимоотношений с окружающими, отрицательно сказывается на работе. Пациент может проявлять жестокость к близким, особенно к детям», — предостерегает Ольга Белаш.
У разных людей ПСТР проявляется по-разному, констатирует специалист. Лечение, эффективное для одного человека, может оказаться бесполезным для другого. Поэтому необходимо обращаться к психиатрам, который помогут определить оптимально подходящий курс, ориентируясь на проявляющиеся симптомы.
«Первое и самое важно, что необходимо сделать близким, — это помочь военнослужащему получить адекватный диагноз и лечение. Возможно, придётся записать его и сопроводить на приём к врачу. Настоятельно рекомендуйте не бросать лечение или же пробовать другие варианты, если по прошествии шести–восьми недель состояние не улучшается», — советует Ольга Белаш.
Ломаются жизненные ценности
Психиатр, психотерапевт Михаил Валуйский отметил в беседе с Om1.ru, что у ПТСР большой веер вариантов. Нельзя однозначно сказать, что все ведут себя одинаково. Люди отличаются друг от друга и по-разному переносят травматизацию.
«Для кого-то события стали открытием в мире ужасов, которые в принципе бывают у людей, а кто-то возвращается к нормальной жизни без особых сложностей. Например, медик или повар на СВО делает то же, что и обычно. А вот для тех, кто выстраивал жизнь «на гражданке» и попал в совершенно иные условия, стресс будет огромным. И его степень по возвращении сильно зависит от окружающих человека условий: что именно ему приходилось делать, как складывались его отношения с командирами и сослуживцами, насколько опасным было пребывание и так далее. И самое главное — для психического здоровья необходимо изначальное чёткое понимание происходящего, внутренняя структура справедливости своих действий, отсутствие чувства вины и стыда», — отмечает медик.
Психиатр отмечает, что те, чьё психическое состояние не особо пострадало, почти без проблем встраиваются в повседневную жизнь. В противном случае человека преследуют кошмары, у него ломаются жизненные ценности и ему, по сути, приходится заново учиться жить. Потому что он столкнулся с «новым собой», с новым для себя миром, и что с этим делать, не знает.
«Основа посттравматического стрессового расстройства — то, что мы в себя не принимаем, то, что мы в себе отвергаем и что на самом деле было. И рано или поздно оно прорывается, проявляется флешбэками, нарушениями сознания, телесными проблемами и так далее», — говорит психиатр.
При малейшем подозрении на трудности с обратной адаптацией, отмечает Михаил Валуйский, нужно обращаться к специалистам, лучше к психотерапевтам с медицинской базой. Психологи тоже нужны. На посттравматический синдром нельзя закрывать глаза, заливать его алкоголем и наркотиками. Иначе можно получить комплекс личностных расстройств, влияющих на поведение, здоровье и жизнь, констатирует врач.
Отказ от еды и беспокойный сон
Высокую вероятность развития неврозов, панических атак и депрессии при посттравматическом синдроме отмечает кандидат психологических наук Валерий Гут. По его словам, могут также проявляться суицидальные мысли и поведение, мучить бессонница и кошмары. Человек может подскакивать среди ночи или вздрагивать.
«Может нарушиться режим питания: человек либо отказывается от еды, либо ест всё подряд. Часто он чувствует себя потерянным и чужим. У него возникают апатия, недовольство собой, безучастность, он теряет смысл жизни и избегает общения», — отметил психолог в разговоре с Om1.ru.
Спровоцировать флешбэки могут любые запахи, звуки — щелчки, грохот, свист.
В первый месяц после травматического воздействия человеку нужно оказывать кризисную поддержку. Если он вовремя обратился к специалисту, то быстрее реабилитируется.
«Проблема в том, что люди с ПТСР самостоятельно обращаться к специалисту не будут. Поэтому тут нужно действовать близким. Только они могут помочь в том, чтобы родственник обратился за помощью и ему подобрали подходящую терапию. Форм реабилитации существует много. В особых случаях назначается медикаментозная терапия», — заключил Валерий Гут.
Страдают дети
Психотерапевт Юлия Ватутина отмечает, что кроме работоспособности и профессиональных навыков ПТСР может негативно сказываться на отношениях в семье.
Непредсказуемое настроение создаёт напряжение в семье, вызывает страх, беспокойство и даже изоляцию. От отсутствия эмоциональной поддержки и стабильности в отношениях с родителем могут страдать дети, они испытывают стресс и тревогу. Окружающие могут столкнуться с риском проявления насилия со стороны родственника с ПТСР, как физического, так и психологического. Особенно такое поведение может обостряться, когда страдающий от синдрома употребляет алкоголь или наркотики, акцентирует специалист в беседе с Om1.ru.
Поддержка человека с ПТСР важна для ускорения его восстановления и адаптации после травмирующего опыта. Для него главное, чтобы его понимали, выслушивали без осуждения, помогали при выполнении повседневных задач.
«Травмированные люди могут испытывать трудности с планированием времени, выполнением служебных обязанностей, в уходе за собой и семьёй. Нужно быть готовыми предложить такую практическую помощь в вопросах как помощь с детьми, домашними делами, организацией финансов», — советует Юлия Ватутина.
Ранее об опасности посттравматического синдрома порталу Om1.ru рассказал кандидат медицинских наук Яков Новосёлов.