Оперативники уголовно-исполнительной системы в структуре ФСИН сегодня занимаются обеспечением безопасности осуждённых, предупреждением преступлений в исправительных учреждениях, а также розыском преступников, совершивших побег, или тех, кто пытается избежать наказания.
Мечта о форме
Оперуполномоченный Мария с детства мечтала маршировать в строю и носить форму. Во время учёбы в институте выбрала оперативную деятельность за её разноплановость, возможность много думать и постоянно самосовершенствоваться, а ещё за то, что оперативная работа позволяет сотрудничать с другими отделами.
«На практике было страшно. У тебя ещё нет никаких полномочий, но ты уже общаешься с осуждёнными. Тебе условно 25 лет. Приходит осуждённая 75-летняя бабушка, и ты её начинаешь учить, как нужно жить. А ведь это она прожила целую жизнь, а тебе всего 25. Вот это меня поначалу выбивало, но потом адаптировалась. Сотрудник выше осуждённого. Но в любом случае все осуждённые — люди. Да, они виноваты, но человеком по отношению к осуждённому надо оставаться всегда. Это, в первую очередь, человек», — поделилась воспоминаниями Мария Г., оперуполномоченный оперативного отдела УФСИН России по Омской области.
Фото: пресс-служба УФСИН России по Омской области.
Мария работала в женской колонии № 5 до её расформирования. Она объясняет, что в её задачи входило перевоспитание осуждённых, а чтобы это эффективно делать, нужно иметь психологическую подготовку, чтобы найти подход к каждому.
«Женщины — контингент очень специфический. В нашей колонии в основном отбывали срок за кражи: то кролика в клетке украдут, то велосипед угонят. А нас было два оперативника, я и мужчина. Так вот, кто-то из женщин шёл только к мужчине о чём-то рассказать, а кто-то, наоборот, только во мне видел собеседника. Есть что-то, что осуждённая может рассказать только женщине, а есть темы, которые расскажет только мужчине», — рассказала о тонкостях службы Мария.
Кстати, муж Марии тоже служит оперуполномоченным, работает в исправительной колонии № 6. Общая профессия свела их ещё в студенческие годы, потом Александр уехал работать в Омск, а Мария приехала к нему через два года.
Фото: пресс-служба УФСИН России по Омской области.
Попробовать новое
Александр работает оперуполномоченным в Управлении ФСИН. Перед тем, как прийти в эту сферу, отслужил десять лет в полиции. Профессию в своё время выбирал осознанно, но решил попробовать что-то новое, поэтому перешёл в новую структуру. Говорит, что, несмотря на смежность профессий, в УФСИН своя специфика.
Его работа связана в большей степени с документами, но и с осуждёнными работать ему не привыкать.
«На первый взгляд работа в оперативном отделе аппарата управления может показаться спокойней, чем в подразделениях. Но в настоящее время я являюсь куратором исправительного центра, в котором состоят на учёте осуждённые к принудительным работам, которые ежедневно выходят за пределы ИЦ в город. Данная категория осуждённых подвергается соблазнам: совершить повторное преступление или иное правонарушение, в том числе уклонение от исполнения наказания. Поэтому скучать не приходится», — отметил Александр Р., старший оперуполномоченный по особо важным делам оперативного отдела УФСИН России по Омской области.
Фото: пресс-служба УФСИН России по Омской области.
Супруга Александра тоже работает в структуре ФСИН — с личным составом в исправительной колонии № 6. Но познакомились они ещё в полиции, где Олеся работала дознавателем.
«Я работала с людьми, совершающими преступления, а в ИК-6 спецконтингента не касаюсь, работаю с личным составом, это совсем другое. В полиции, конечно, видела разных, пока была дознавателем, но здесь, в колонии, они другие, не как на свободе. Поэтому работать в колонии мне не страшно. За мужа, конечно, переживаю, хоть сейчас он не ежедневно работает с осуждёнными. Всегда есть вероятность в нашей профессии, что может пойти что-то не так, что-то может случиться, но мы всегда думаем только о хорошем. А вообще в структуру ФСИН я ушла за мужем, хотела быть с ним в одной структуре, на одной волне», — рассказывает Олеся Р., старший инспектор отдела кадров и работы с личным составом ИК-6 УФСИН России по Омской области.
Семейная традиция
Оперуполномоченный Фёдор не долго выбирал, с какой деятельностью свяжет свою судьбу — его отец отработал в колонии 25 лет. Даже фильмы Фёдор и его брат-близнец смотрели на соответствующую тематику. Кстати, в структуру ФСИН тоже пошли работать вместе.
«Оперативная деятельность сама по себе разнообразная: расследования, уголовные дела, раскрытие преступлений прошлых лет в колониях… Сейчас у меня линия деятельности узкая, но интересная — борьба с терроризмом и экстремизмом. Мы в обществе каждый день находимся с разными людьми, которые потенциально могут быть способны на совершение теракта. А здесь такие люди отбывают наказание. И мне важно понять их цель, для чего они это делали, понять сущность этих преступлений, что было в голове у преступников, что ими двигало?» — говорит Фёдор К., оперуполномоченный отдела по борьбе с организованной преступностью УФСИН России по Омской области.
Фёдор рассказывает, что особенно запомнился случай, когда удалось вычислить пропагандиста в СИЗО. Находясь в изоляторе, подследственный пропагандировал среди сокамерников воровские законы и жизнь по понятиям, на основе которых строятся ценности одной из запрещенных в России организаций. Деятельность этого «криминально заражённого» человека была пресечена, на него завели ещё одно уголовное дело, и за свою пропаганду он получил 5 лет.
Фото: пресс-служба УФСИН России по Омской области.
Повороты судьбы
Несмотря на то, что отец Максима работал в УФСИН, он поначалу избрал для себя другой путь — получил техническое образование и устроился на завод. Но работа на гражданке не складывалась — завод закрылся. Тогда Максим все же решил попробовать себя в структуре УФСИН. Так, без спецподготовки он отработал год в отделе безопасности лечебно-исправительного учреждения № 2. И проявил себя настолько хорошо, что руководство учреждения предложило ему перейти на оперативную работу.
«Я подумал, почему бы и нет? И ни разу не пожалел. Пришёл работать оперуполномоченным, прошёл два отдела, теперь работаю в управлении заместителем начальника оперативного отдела и параллельно начальником отдела по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом. Получается такая убойная должность. Но, раз надел погоны, нужно соответствовать. Я заочно получил юридическое образование, чтобы работать и развиваться дальше. Направлением по терроризму и экстремизму занимаюсь уже 5 лет, и это такая живая работа, она меня цепляет», — рассказывает Максим П., заместитель начальника оперативного отдела — начальник отдела по борьбе с организованной преступностью УФСИН России по Омской области.
Супруга Максима тоже давно работает в УФСИН, в отделе безопасности. Познакомились они задолго до того, как пришли на службу. А сейчас, несмотря на общность рабочих интересов, работу стараются оставлять за порогом дома.