om1.ru
Галактика в одной капле: новосибирец Алексей Поляков — об астрофотографии и своей любви к космосу Алексей Поляков — новосибирский астрофотограф, чьи космические снимки нередко появляются в СМИ. Он с детства увлекается астрономией, собирает телескопы и делает потрясающие кадры космических объектов.

Галактика в одной капле: новосибирец Алексей Поляков — об астрофотографии и своей любви к космосу

Алексей Поляков — новосибирский астрофотограф, чьи космические снимки нередко появляются в СМИ. Он с детства увлекается астрономией, собирает телескопы и делает потрясающие кадры космических объектов.

Галактика в одной капле: новосибирец Алексей Поляков — об астрофотографии и своей любви к космосу
Фото: Алексей Поляков

Алексей в эксклюзивном интервью порталу Om1.ru рассказал о необычном увлечении и поделился секретами своих завораживающих фотографий.

«Посмотрели ли мы в микроскоп и увидели в капельке воды мир, или посмотрели в телескоп и поняли, что мы — это всего лишь капелька. Меня всегда привлекало, какие возможности предоставляет оптика для расширения наших горизонтов», — говорит Алексей Поляков о своём увлечении.

Алексей заснял, как галактика М51 «Водоворот» поглощает своего компаньона, небольшую галактику NGC 5195. Через несколько миллиардов лет они сольются в единое целое. Место съемки — 30 км от Новосибирска.

Путь астрофотографа

Желание исследовать окружающий мир и запечатлеть то, что скрыто от наших глаз, появилось у Алексея в детстве. В первом классе он попросил у родителей микроскоп. Мальчик зачерпывал воду отовсюду, подкладывал ее под прибор, по книгам пытался опознать маленьких существ и зарисовать их.

«Вот мы берем каплю воды, а там целый мир».

Кроме увлечения микроскопом, Алексей собирал жуков и разводил разную живность.

«У меня была огромная коллекция жуков. Их всех я ловил на даче и прикреплял на стенды. Каждое лето до старших классов школы я проводил на даче: проснулся — и сразу же куда-нибудь убежал. Когда с природой растешь, постоянно какие-то вещи наблюдаешь. Например, как-то хотел поймать ящерицу и случайно увидел, как она охотится на шмеля. Также я заводил всякую живность, например, летом ежей», — говорит мужчина.

Коллекцию жуков съела собака, а наблюдение в микроскоп уже не удовлетворяло любопытство. Поэтому Алексей в средней школе начал подрабатывать и смог купить настоящий телескоп. Он был совершенно не предназначен для астрофотографии. Эту проблему нужно было решить.

«У меня был съемочный фотоаппарат «Зенит». При помощи изоленты и картонных втулок я прикрепил его к телескопу и получил изображение Луны. Оно было достаточно детальным, уже можно было в кратерах «побывать», — рассказывает Алексей.

На тот момент ему было 15–16 лет. Потом будущий астрофотограф начал конструировать различные переходники для телескопов, если производитель не закладывал возможности сфокусировать изображение Луны и планет. Когда Алексей уже понимал базовые вещи в устройстве телескопов, он решился на строительство собственных оптических приборов. Несколько телескопов у него удались.

Солнечная хромосфера — самый богатый на детали диапазон, доступный для наблюдений в наземные телескопы.

Это фото Алексей сделал с помощью самодельного телескопа. А вернее, собранного из двух разных.

«Профессиональный телескоп для солнечной хромосферы стоит очень дорого, около 12–15 тысяч долларов. Я подумал, что могу купить самый простой хромосферный телескоп и скрестить его с тем, который мне более-менее доступен. Меня отговаривали от этого даже матерые оптики. Они все говорили, что я просто испорчу приборы. Я беру один телескоп за 250 тысяч рублей и просто его пилю. Второй телескоп тоже пилю, чтобы их соединить. Это путь в один конец. В итоге я их распилил. И всё получилось настолько хорошо, что те люди, которые меня отговаривали, уже ставили меня в пример», — делится астрофотограф.

Коллеги Алексея рассказывали о нём на форумах астрофотографам из Соединённых Штатов. Потом мужчина и сам делился с ними опытом.

Также какое-то время он работал в глянцевом журнале фотографом — делал снимки людей из сферы политики и бизнеса. Он рассказал, что его увлечение помогало быстрее найти контакт с человеком.

Главный редактор представлял его астрофотографам, Алексей показывал свои снимки, и человек мгновенно таял.

«Я, грубо говоря, добирался до любознательного ребенка, которого мы теряем в себе. В детстве мы задаем много вопросов, а с возрастом и сами уже многое знаем».

Снимок сделать технически просто, сложнее понять человека. А космос как раз помогал раскрыть героя.

Планетарная туманность «Гантель» М27. Снято в 30 км от Новосибирска.

Как поймать красоту космоса?

Астрофотограф уверяет, что главное — знать, куда навести объектив.

«Солнце — это один из моих любимых объектов, его активности. Если мы снимем таймлапс за 5 минут и ускорим его, то увидим потрясающую динамику солнечной плазмы: различные вспышки и так далее. Эти масштабы впечатляют», — объясняет Алексей.

Другое дело — туманности. Они в основном статичные, так как находятся в сотнях, тысячах и миллионах световых лет от нас. Какие-то движения туманности мы заметим, только если будем снимать миллион лет, а потом это сильно ускорим.

«Большая туманность Ориона» — одна из первых фотографий Алексея на цифровую камеру. Снято в 30 км от Новосибирска.

Также нужно знать, из чего состоит туманность, когда она поднимется и сколько времени на съемку нужно. Например, сейчас Алексей снимает темную туманность — это просто облака пыли. Она подсвечивается ближайшими звёздами, но сама по себе не светит. Поэтому ее можно сфотографировать, только если накопить десятки часов экспозиции.

«Недавно снимал туманность «Летучая мышь». Она находится очень низко над горизонтом. Каждый раз можно снимать только по 2 часа — она поднимается, а дальше уже рассвет. Пока у меня получилось снять 4,5 часа. Это только начало пути. Я буду снимать ее и в этом году, и в следующем году, чтобы добавить сигнал».

Кроме того, туманности чувствительны к световому загрязнению. Поэтому для хорошей съемки нужно уехать как можно дальше от города. Алексей уезжает минимум на 100 километров. А лучше — уехать на Алтай, где небо чище. В общем, съемка туманностей — это долгий и кропотливый путь.

Гигантские пылевые облака в созвездии Цефея. Снято на Алтае, Курайская степь.

Но бывают ситуации, когда путь оказывается дольше самого процесса. Так, Алексей недавно запечатлел полет МКС. Ради этого он уехал за 500 километров от города, а съемка заняла не больше минуты, так как станция перемещается с большой скоростью.

Международная космическая станция. Ради этого снимка Алексей уехал из Новосибирска под Барнаул.

Можно ли снять Луну на телефон?

Алексей говорит, что без телескопа Луну на телефон снять точно не получится. Телескоп можно заменить биноклем или какой-нибудь подзорной трубой. Только так получится увидеть рельеф и кратеры.

На телефон можно зафиксировать Млечный путь или полярное сияние (если вы его встретите).
В большинстве случаев для хороших любительских астрофото понадобится зеркальная или беззеркальная камера. Желательно, чтобы на камере была возможность поставить мануальный режим. Так мы можем управлять всем процессом съемки.

Фото на телефон с места съемок.

Еще одна важная деталь — во всех камерах стоит инфракрасный фильтр, который сильно урезает туманности на фото. Те, кто более-менее продвинуто занимаются астрофотографией, просто вытаскивают этот фильтр.

«Для продвинутых занятий астрофото не обязательно иметь крутой телескоп, можно делать красивые пейзажные фотографии с использованием китового объектива. Главное — удалить фильтр. Также можно сделать не 1 кадр, а 10 и собрать их в специальной программе в одну картинку. Чем больше кадров сделаем, тем лучше для нас будет. Получится уже полноценное пейзажное астрофото», — советует Алексей.

Самые красивые фильмы о космосе
В разговоре с Om1.ru Алексей заявил, что красоту космоса можно найти даже в классических фильмах. Мужчина назвал самые зрелищные, на его взгляд, фильмы о космическом пространстве.

Подборка от астрофотографа:

  • «Интерстеллар» — Очень красиво снято, достаточно правдоподобно относительно той модели, как мы представляем строение черной дыры. Это завораживает.
  • «Звездные войны» — Любой фильм серии. Поражает микроклимат каждой планеты.
  • «Вавилон-5» — На нем фотограф рос уже в школьные годы. Его всегда привлекали в нем виды планет и космических кораблей.
  • «Не смотри наверх» — фильм жанра научной фантастики. По мнению Алексея, «он не просто бьет в десятку, а делает это снайперски, с ювелирной точностью».

Комплекс туманностей возле «Антареса» — одна из любимых областей Алексея. Находится в гуще Млечного пути. Снято на Алтае, недалеко от села Чаганузун.

«Наверное, всё про космос — красивое!» — подытожил астрофотограф.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter