Ольга Ли, психолог-олигофренопедагог, а ещё мама троих взрослых сыновей, отмечает, что в сериале «Слово пацана» показана Казань конца 80-х годов, где большинство семей живут за чертой бедности. А это значит, что у героев сериала не закрыты базовые потребности — потребность в еде, безопасности, а значит, не могут быть закрыты и потребности более высокого уровня, не может быть речи о развитии.
Также Ольга Ли подчёркивает, что в сериале хорошо даётся характеристика главным героям, чётко просматриваются несколько психотипов: состоятельные люди, дети, у которых нет такого достатка, мальчик, которого воспитывает только мама.
«Сериал показывает, как дети с разным социальным статусом, из полных и неполных семей попадают в группировки, их взгляд на эти группировки. Прослеживается некий романтизм у некоторых героев, тех подростков, у которых всё есть. Также здесь очень хорошо охарактеризован парень, который вернулся с Афганской войны. Людям, которые воевали и вернулись в мирную жизнь, сложно включиться в обычную жизнь. И, если глобально посмотреть на этот сериал, то, на мой взгляд, он перекликается с нашим нынешнем временем. Показан и человек-педагог, который находится не на своём месте. И это тоже специфика нынешнего времени, когда люди, находясь не на своём месте, не выполняют своих функций», — объясняет Ольга Ли.
Психолог отмечает, что раскол в обществе по поводу сериала говорит о том, что фильм попал в точку, «наступил на больную мозоль общества». Люди старшего поколения, родившиеся в 70-е годы, помнят время, показанное в сериале. Для них это страшно, отсюда идёт запрет на просмотр.
«Да, сериал тяжёлый. Можно только ужасаться тому, к каким катастрофическим последствиям и с какой скоростью катится жизнь главных героев, к чему приводит бандитизм, показанный в сериале. Раскол в обществе говорит о том, что общество боится повторения этих событий. Боится, что современные подростки, посмотрев этот сериал, пойдут творить беспредел в реальности. Но сериал имеет четкий критерий понятия справедливости, это раз. Нельзя ставить запрет на просмотр, потому что всё, что запрещено, то очень хочется, это два. И дети найдут способ всё равно посмотреть этот сериал. А значит нужно не запрещать, а разговаривать с ребёнком, объяснять, чем бандитский мир может закончиться, если убрать из него крутизну и безнаказанность. Родителю это поможет лучше понять ребёнка, разобраться в его увлечениях и причинах увлечения такими видео и сериалами. Но запрещать ни в коем случае нельзя», — уверена Ольга Ли.
Специалист также отмечает, что обсуждение сериала «Слово пацана» можно было бы вынести в школу. Педагог сможет лучше донести информацию и обговорить сложные моменты, особенно учитывая занятость родителей. Но это не означает, что родители не должны участвовать в обсуждении проблематики сериала со своим ребёнком.
Фото: скриншот kinopoisk.ru.
При этом Ольга Ли подчёркивает, что агрессию у подростков провоцируют три фактора — биологический, психологический и социальный. Биологический — это наследственность, травмы мозга, психические заболевания. Психологический — это нарушения в семейном воспитании, жесткое обращение в самой семье, отторжение родителем или близкими ребёнка, брошенность, когда детей бросают, либо дети считают, что они брошены. Социальный — это буллинг, отсутствие поддержки, защиты и нравственных ориентиров.
«Только при совпадении этих трёх факторов подросток пойдёт грабить и убивать. При отсутствии одного из этих факторов будет другая специфика и модель поведения ребёнка», — объясняет Ольга Ли.
Также психолог считает, что сериал «Слово пацана» может стать новым трендом по типу «Бандитского Петербурга» или «Бригады». В этих сериалах тоже чётко показывались критерии «уличной» справедливости.