Десять лет назад, весной 2014 года, агентство «Городские проекты» подготовило проект развития в Омске легкорельсового транспорта (ЛРТ) — фактически, скоростного трамвая, использующего изолированные от проезжей части рельсы.
Проект, подготовленный при участии российских и международных экспертов, предполагал использование существующей инфраструктуры омского метро. Это делает его актуальным и сейчас, когда власти, кажется, всерьёз задумали реанимировать метро в формате метротрама — собственно, того же трамвая, следующего по выделенной полосе.
Проект 2014 года предполагал трамвайную сеть длиной в 80 километров (включая существующие омские пути), связывающую все основные районы города. Общую стоиомсть проекта тогда оценивали в 37 миллиардов рублей, однако для запуска первого осмысленного участка требовалась гораздо меньше — 10 миллиардов.
|
---|
Этот участок, по плану, должен был связать Левый берег с центром города, вокзалом и улицей Богдана Хмельницкого. Для этого на Левом берегу требовалось проложить трамвайную линию, которая в районе станции «Кристалл» уходила в тоннели метро, проезжала метромост и выходила на поверхность в районе перекрёстка Булатова и Орджоникилзе. Затем, через Булатова, Гусарова, Гагарина и Комсомольский мост она соединялась бы с существующей трамвайной сетью на Жукова/Лермонтова.
В такой конфигурации ЛРТ могли бы регулярно пользоваться 20% омичей, проживающих в двух километрах от станции или ближе. Для метро, если бы его завершили по существовавшему проекту, такой показатель составил бы 15% — однако для его достройки тогда требовалось в два раза больше средств, 24 миллиарда.
Главным преимуществом ЛРТ, однако, авторы проекта считали возможность его последовательного развития. К первому участку можно было постепенно подключать следующие, в итоге доведя доступность системы до 80%. Для этого скоростной трамвай должен был прийти на Московку и в Чкаловский, пройти по Красному Пути, вернуться в Нефтяники.
|
---|
За счёт того, что ЛРТ использует выделенные полосы, а на перекрёстках имеет приоритетное право проезда, время, необходимое, чтобы добраться с окраин в центр и наоборот, сократилось бы вдвое. Впрочем, стоит отметить, что данные для сравнения собирали больше десяти лет назад. Можно предположить, что в нынешних условиях экономия времени была бы ещё более радикальной.