Аэропорт «Омск-Фëдоровка» — больная тема для омичей: несколько десятилетий подряд его то планируют построить, то замораживают, то говорят, что он не нужен, то снова собираются строить. Последний пункт в этом кажущимся бесконечным цикле начался совсем недавно: на суд омичей представили сразу семь концептов новой воздушной гавани к северу от Омска.
Название аэропорта появилось благодаря его близости к одноимённой деревне. Нам стало интересно, как она выглядит, как в ней живут люди и верят ли они, что воздушную гавань когда-нибудь достроят.
Но сперва до Фëдоровки нужно, конечно, добраться. Это можно сделать либо на такси, либо на электричке.
Прямо сейчас, если верить «Яндекс Такси», дорога в Фëдоровку стоит более тысячи рублей. Цена варьируется в зависимости от времени суток — так, вечером вы потратите около 1200 рублей, а вот поздней ночью (предположим, что вам надо на ночной рейс в Москву) цена снизится на 10–15%.
В обратном направлении, к слову, цена вырастает. Мы отдали за такси от Камышловского — посёлка рядом с Фëдоровкой-деревней — ровно две тысячи рублей. Водитель, прежде чем отправиться за нами, осторожно спросил в чате:
— А вы точно не откажетесь от заказа?
Мы заверили, что ни за что не откажемся.
|
---|
Путь в Фёдоровку во время вечернего час-пик стоит не так уж и дорого для 40-минутной поездки в область. Обратный путь выйдет значительно дороже — учитываем ту дорогу, которую водитель потратит, чтобы в принципе доехать до Фёдоровки. |
Скажете, что тысяча-другая — это дорого? Воспользуйтесь Аэроэкспрессом!
Мы не шутим: такую опцию предусматривает дизайн-проект компании «Хвоя», тот самый, который победил в голосовании в телеграм-канале губернатора. Там, правда, поезд едет прямо до терминалов, в то время как сейчас ближайшие ж/д пути расположены примерно в пяти километрах от аэропорта.
Ну, не всё сразу: пока наш Аэроэкспресс в виде электрички «Московка — Называевская» стоит от вокзала всего 50 рублей (для льготных категорий граждан — 25), ездит два-три раза в день и занимает от сорока пяти минут до часа в пути.
Ближайшая к аэропорту платформа носит поэтическое название «2680-й километр». Конечно, надо выходить на ней, но так как мы едем в деревню, то выйдем на станции с другим замечательным названием — «2677-й километр». Вскоре обе остановки обретут более приземлённые имена: это инициатива компании «Омск-пригород», обслуживающей пригородные поезда.
Так что в ближайшем будущем можно будет услышать, например:
— Платформа «Фëдоровка». Пересадка на бесплатные шаттлы до Терминала С.
Выходим и оглядываемся. Несколько человек, которые вместе с нами покинули электричку, побрели совсем в другую сторону, единственный мужчина, вышедший, кроме нас, из нашего вагона, указал на узкую тропинку между деревьями — вон туда, мол, Фёдоровка. Ну пошли.
В Фëдоровке мы оказалось ранней весной. Накануне выпал снег, засыпал собой все проталины, и дорожка в деревню стала похожа на минное поле. Юля, наш фотограф, вскрикнула — нога попала в сугроб. Смотришь только под ноги, чтоб тоже не провалиться в свежий снег.
Идём достаточно долго. По картам ДубльГИСа путь со станции до деревни занимает километр с лишним. Это как от ж/д вокзала в Омске до киноцентра «Галактика» — только не по асфальту, а по чему бог на душу положит. Сегодня, вот, снег положил. Не пожалел.
После двадцатиминутной прогулки на свежем воздухе в чистом поле подходим к двору жилого дома. Добро пожаловать в Фёдоровку!
С ходу обнаруживается забавный факт: здесь есть улица Взлётная. Она и правда широкая, как взлётно-посадочная полоса. И длинная. И вообще — первая, на которой оказываешься по дороге со станции.
Население деревни, название которой известно на всю страну — примерно 380–390 человек. Она состоит из четырёх улиц, одного ФАПа, одного клуба и двух магазинов.
Фëдоровка была основана в 1907 году. В её истории нет ничего примечательного — обычная деревня, в России таких тысячи. В последнее десятилетие СССР на неё вдруг обратили внимание — точнее, на поле в нескольких километрах от деревни, которое с точки зрения логистики располагалось очень привлекательно для будущего аэропорта. Ближе всего к этому полю находилась как раз Фëдоровка, поэтому и название проекту дали в её честь.
Про аэропорт знают все: его строили, прекращали строить, опять начинали, опять признавали бесперспективным, и вот недавно вновь заговорили о том, что «Омск-Фëдоровка» нужна стране.
А что же одноимëнная деревня? Не потеряли ли еë жители веру в светлое будущее? И вообще, каким это самое будущее обещают местным жителям чиновники?
На улицах пусто: мы приехали в канун обеда, все заняты делом. Есть только собаки — любой, кто бывал в деревне, знает, как это работает: одна замечает непрошенных гостей — десятки отзываются.
И чем громче лай, тем больше интереса в глазах четвероногих.
Мы приехали в канун обеда — время крайне неудачное: все заняты работой. А кто не работает, тот ест — клуб и ФАП закрыты на обед. Спустя полчаса бесцельной ходьбы по деревне находим первую прохожую.
— Ждём ли мы аэропорта? Слушайте: здесь впервые про аэропорт услышали в 1981 году! — грустно говорит она. — Моя дочь родилась в 82-м — выросла, школу закончила, уже своих детей имеет… Нет, давно уже не ждём.
Но за новостями о дизайн-проектах, говорит, в деревне следят.
Прохожая советует сходить к руководителю клуба. Культурный, наверное, человек, может, что и расскажет. Ладно, идём.
— Я корову дою! — слышим из-за забора. — Зайдите позже, через час хотя бы! К старосте можете пока зайти.
Но и тут для нас неудача. Из окна дома старосты выглянул чей-то глаз — и больше на наши стуки в забор и дверь не реагировал никто.
Ещё погуляв по Фёдоровке, мы поняли, что местные жители окончательно свыклись с тем, что аэропорта не будет.
— Каждый раз говорят разные вещи, — рассуждает мужчина в куртке и с голыми щиколотками. — То не будут нас трогать, то снесут всё, то одну улицу оставят, то полностью, то неполностью… Всё стоит на месте. А люди уже газ провели, интернет, бурят скважины с водой, провода поменяли…
Да уж, инфраструктура здесь получше, чем на Студенческой.
— Тут люди только домашним хозяйством и занимаются. Я работаю уборщицей в ФАПе и в ДК, получаю примерно 15 тысяч в месяц, — говорит Татьяна, местная жительница. — Работы никакой почти… Если что-то важное — это в Камышловку, четыре километра отсюда. 5 раз в день туда ходит автобус, детей в школу возит, раньше, правда, ещё чаще ездил с омского автовокзала, каждый час… Событий тут совсем мало. Вот на 8 марта концерт был праздничный. Люди тут творческие: мы с Мариной, например, — две певуньи!
Она показывает на молодую девушку рядом с собой и заливается хохотом. Правда, несмотря на оптимизм в голосе, в прекрасное «аэропортное» будущее Татьяна не верит:
— Ждём ли мы «Фёдоровку»? А вот вы девушку спросите, она здесь с самого рождения живёт. Я тут с 2014 года — ни разу никто не приезжал по поводу нас! Но, говорят, усилили охрану, технику загнали, может, что-то и начнут делать.
К нашим собеседницам подходит ещё одна женщина. Узнаëм в ней ту самую руководительницу клуба, что часом ранее доила корову.
— Люди разные, конечно. Я обходила дома перед выборами, призывала голосовать — кстати, у нас хорошо голосуют — оказалось, много кто здесь прописан, но не живёт, — объясняет она. — А что до событий… Ну вот к нам косули этой зимой стали приходить. Мы их быстро приручили: они ходят в одно и то же место в одно и то же время. У нас нормальная деревня: есть асфальтированная дорога, газ!
На опасения местных жителей по поводу сноса деревни в региональном Минтрансе нашему порталу ответили так:
«В рамках разработки проектной документации на реализацию проекта по строительству нового аэропорта Омск-Фёдоровка будут определена приаэродромная территория и установлены ограничения. При проектировании будут учитываться все нормы законодательства РФ с учеётом мнения и обеспокоенности жителей близлежащих жилых массивов».
Что ждёт Фёдоровку-деревню в будущем? Конкретного ответа на этот вопрос мы так и не нашли. Чиновники заняты другими делами (например, что делать с паводком, как подготовиться к сезону лесных пожаров), а что до местных жителей, так их этот вопрос, кажется, давно уже перестал серьёзно волновать. Базовые блага цивилизации есть, а аэропорт в ближайшие годы всё равно появится едва ли — что ж, остаётся жить сегодняшним днëм.
Так спокойнее.
Фото: Юлия Майстренко