В Омске прошли две тематические пресс-конференции с представителями здравоохранения и образования.
Режим дня важен
В начале учебного года после долгих летних каникул детям важно нормализовать ночной сон и режим приёма пищи. Также необходимо постепенно включать в график дополнительные активности. У первоклассников, например, полностью меняется ритм жизни.
«Для ребёнка первый класс — это этап взросления, переход из детского сада в школу. Нужно помочь ему войти в коллектив, научить общаться со сверстниками, при необходимости можно обратиться к учителям, к старшим детям. И главное, чтобы родители, бабушки, дедушки были настроены позитивно. Не менее чем за час до начала уроков ребёнка надо разбудить, чтобы он успел умыться, не торопясь позавтракать. Родители, провожая его в школу, должны говорить без нотаций о том, что он идёт получать знания», — говорит заместитель главного врача по медицинской части детской городской поликлиники № 6 Ольга Синченко.
Она отмечает, что период адаптации у детей может быть разный: кто-то за две недели привыкает, а кому-то нужно полгода.
Сколько часов ребёнок должен спать?
«Существуют определённые физиологические нормы, биологические части. Сон ребёнка в начальной школе должен быть не менее 10 часов. Он должен спать в комфортных условиях, при нормальной температуре, в относительной шумоизоляции».
Дневной отдых в течение полутора или двух часов также благоприятно влияет на учебный процесс.
Как правило, первоклассникам уроки не задают. Но тем не менее, по словам экспертов, дома можно повторить то, что изучали в школе.
«Так ребёнок будет увереннее себя чувствовать на занятиях. Родители совместно со школьником могут что-то прочитать, написать в форме игры на 15, а потом и на 30 минут. Занятие должно прерываться на физическую минутку, гимнастику. Ребёнок может попрыгать, побегать, потанцевать, затем приступить к продолжению учебных домашних занятий. Лучше выполнять уроки с 15 до 17 часов. Это часы повышенной работоспособности. После 17 часов можно заняться пением, танцами, прогуляться. Дома важно уделять время играм — машинки, куклы, конструкторы», — подчёркивает Ольга Синченко.
Что касается приёма витаминов, то для начала нужно сдать анализы и проверить, есть ли их дефицит. И после этого по схемам компенсации, дозам и длительности приёма необходимо обратиться к специалисту за консультацией.
«Питание должно быть полноценным, четырёх- или пятиразовым с учётом перекусов между завтраком и обедом, полдником. Ребёнка нужно приучать завтракать перед школой (если это первая смена), потому что следующий приём пищи будет между третьим и пятым уроком. Калораж (количество потребляемых калорий — прим. ред.) завтрака должен составлять порядка 30 процентов: должны быть сложные углеводы, каши. В обед обязательно употребление мясных продуктов. Ужин должен быть, с одной стороны, насыщенным, с другой — нетяжёлым. Последний приём пищи или жидкости — за полтора-два часа до сна», — отмечает Марина Белавина.
О школьной форме и не только
Одежда и обувь учащегося должны быть по размеру.
«Школьник не должен чувствовать себя неуверенно из-за того, что рукава болтаются или слишком длинное платье либо, наоборот, короткое. У первоклассников обычно есть форма. В целом дресс-код есть во многих школах. Нужно обращать внимание на качество ткани, натуральные волокна должны быть в составе до 55 процентов, это должна быть дышащая одежда и по погоде. Желательно, чтобы была кожаная обувь с небольшим устойчивым каблучком и твёрдым фиксированным задником. На покупку ортопедической обуви и изготовление стелек направляет ортопед», — замечает детский врач Ольга Синченко.
Важно организовать дома рабочее место школьника. Рядом должны находиться шкафы или тумбочка для тетрадей, книг, учебников. Стол логичнее располагать у окна. Если ребёнок левша, то свет должен падать справа. Если правша, то слева. Свет должен быть точечный для усиления светового сигнала — это может быть настольная лампа и потолочный. Родители должны постараться исключить посторонние шумы, чтобы ребёнок сконцентрировался на уроках. Школьник, сидя за столом, не должен нагибаться над ним или, наоборот, вытягиваться. Нежелательны компьютерные стулья, на которых можно покататься, повращаться. Это будет отвлекать от учебного процесса, к тому же ступни должны стоять на полу или на подставке.
Зачастую родители спешат записать первоклашку в несколько секций. Эксперты сходятся во мнении, что торопиться не нужно. Но если ребёнок уже ходил на дополнительные кружки, то их можно оставить. При этом не стоит забывать об адаптации к школе и новым секциям. Дополнительные активности можно добавить, но в умеренном количестве и согласовав их с ребёнком.
«Конечно, физическая активность должна идти из семьи. Как и другие привычки — в питании, поведении. Вся основа закладывается в семье. Круг общения будет формировать его определённое мировоззрение, но семья — это главный источник. Привычки здорового образа жизни прививаются уже с трёх-четырёх лет», — заявляет врач Марина Белавина.
В заключение спикеры отметили, что также школьнику необходимо учиться самостоятельности. Родителям не нужно стараться выполнить все задания за своего ребёнка. Забота взрослых — создавать позитивный настрой, обеспечивать финансовую составляющую и формировать правильные привычки.