om1.ru
Возможны последствия для здоровья: омский эколог — о том, стоит ли отдыхать в Анапе в 2025 году В конце декабря здесь произошёл крупный разлив нефтепродуктов.

Возможны последствия для здоровья: омский эколог — о том, стоит ли отдыхать в Анапе в 2025 году

В конце декабря здесь произошёл крупный разлив нефтепродуктов.
Эколог рассказал, безопасно ли отдыхать в Анапе после экологической катастрофы

Возможны последствия для здоровья: омский эколог — о том, стоит ли отдыхать в Анапе в 2025 году
Фото: скриншот видео телеграм-канала движения «Экосисистема»| Омская область

В районе Керченского пролива 15 декабря произошла экологическая катастрофа. Два танкера, «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», попали в шторм. С потерпевших крушение танкеров в море попало около 3 000 тонн нефтепродуктов. Больше всего пострадало побережье Краснодарского края, власти ввели там режим ЧС федерального характера.

Портал Om1 Омск поговорил с членом Общественной палаты Российской Федерации Владимиром Лифантьевым, известным также как экоблогер из Омска под псевдонимом Орис Брут, и узнал, как обстоят дела на месте и стоит ли пропустить отпуск на курортах Краснодарского края в этом году.

После крушения танкеров течение вынесло мазут на берега в 60 километрах от места аварии. В том числе пострадали пляжи популярного курортного города Анапы.

«Я бы не рекомендовал ехать в Анапу в этом купальном сезоне. Мазут — это нефтепродукт, причём прошедший достаточно большую обработку. Чем выше температура, тем больше он даёт углеводородов в воздух. Самый простой пример — дорога, которую только-только положили. Она сильно пахнет. И даже при температуре в +15 градусов, как сейчас в Анапе, за всё время работы на пляжах к медикам обратились 147 волонтёров с разной степенью жалоб на самочувствие. Есть информация, что, предположительно, один из волонтёров погиб.

Все проблемы связаны с пренебрежением средствами индивидуальной защиты. Мне кажется нелогичным, ехать отдыхать в то место, где ещё полгода назад нужны были средства индивидуальной защиты, чтобы не получить осложнения со здоровьем. Если так случится, что под местом на пляже, где вы лежите, есть залегание мазута, то при разогревшимся до +30 градусов песке не сразу можно заметить, что он начал пахнуть. Я бы повременил с отдыхом в Анапе из-за возможных последствий для здоровья».

Волонтёры из Омска отправились помогать устранять последствия разлива в посёлке Джемете. Скриншот видео: телеграм-канал движения «Экосистема»| Омская область.

Лифантьев поясняет, что из-за того, что мазут слоится, его частицы достигают и других территорий: Запорожской области, полуострова Крым. Эколог отмечает, что особую опасность в себе эти частицы, уплывшие далеко от места катастрофы, не несут, более опасен тот мазут, что залегает на дне. В мае Чёрное море прогреется, его плотность изменится и этот мазут всплывёт. В мае-июне, сообщает Владимир, ожидается вторая волна выброса нефтепродуктов на берег.

Владимир Лифантьев также рассказал, что следы катастрофы исчезнут полностью только через 10 лет. Однако вернуться на курорты Краснодарского края на безопасный отдых можно в следующем году.

«Полное восстановление, то есть когда не будет видно вообще никаких последствий разлива, будет, наверное, лет через 10. Но при этом я бы сказал, что влияние на курортный сезон будет только на один год. Подобная чрезвычайная ситуация в Керченском проливе в 2007 году уже происходила. Правда, мазут был другой марки, более лёгкий. Последние его капли перестали попадать на пляжи в 2017-2018 годах, по словам местных. Соответственно, ещё лет 10 мы будем в Анапе находить маленькие пятна мазута. Они будут в виде мазутно-песчаного пластелина, но будут попадаться».

Что произошло?

Лифантьев объяснил, что корабли типа «Волгонефть» разрабатывались для того, чтобы вывозить нефтепродукты с морских платформ, которые находятся в Каспийском море. После того, как они перестали быть нужны на этом участке из-за появления трубопровода, их переделали. Чтобы они были пригодны для судоходства в Чёрном море, их укорачивали.

В том месте, где их укоротили, появился шов. Все катастрофы с таким типом судна за всю историю их эксплуатации с конца 50-х годов происходили по одному сценарию. Если судно стоит на якоре — у него отрывает нос. Мазут хранится в нескольких отсеках. Та марка, которая разлилась в декабре прошлого года, М-100, требует температурного режима +45 градусов, при перевозке танкер постоянно подогревает такой мазут. Когда этот тяжёлый мазут попал в морскую воду, температура которой, по данным Владимира, около +4 градуса, он начал слоиться.

Скриншот видео со страницы Владимира Лифантьева.

«Много мазута ушло в состояние отрицательной плавучести. Это когда у него примерно совпадает плотность с водой и он дрейфует на той глубине, на которой его выбросило. В Керченском проливе специфическое течение, которое выкидывает на сушу то, что попадает в толщу воды. Мазут оказался в 60 километрах от места крушения, на пляжах Анапы и её пригорода. В море его собрать не представляется возможным. Вместе с песком его собирают и вывозят. На данный момент вывезено около 170 000 тонн загрязнённого нефтепродуктами грунта. Недавний шторм уже не выкинул новых нефтепродуктов на пляж».

Оба судна ещё находятся в море. «Волгонефть-239» села на мель. В районе Керченского пролива, по данным эколога, зафиксировали несколько толчков сейсмической активности, которые могли создать новую течь.

«Сейчас ведётся работа по уборке остатков мазута. Суровая работа ведётся на каменистых пляжах, там приходится чуть ли не руками собирать каждую каплю в ведро. Также сейчас пытаются поднять «Волгонефть-212». С этим есть огромная проблема, потому что судно лежит глубоко, и нужно правильно поднимать, законопатить все возможные течи. Вокруг «Волгонефть-239» тоже ведутся работы, но там сложности в том, что это пограничная зона, режимный объект. Основной объём работ почти закончен, остаются волонтёры, которые спасают птиц. Птицы не всегда попадают вовремя на берег, не всегда их находят сразу после того, как они загрязнятся. За ними нужно ухаживать по 2-4 недели, поэтому волонтёры остаются».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter