«Витя, как можно так жить?!»
Инцидент произошёл в селе Юрьево Кормиловского района. Брат одного из местных жителей приехал в гости и пришёл в ужас от увиденного. Двое маленьких детей семьи бегали голышом по грязному полу, третий лежал в люльке среди кучи грязного тряпья. В доме беспорядок, в холодильнике — пустота. Возмущённый мужчина снял происходящее на видео, сопроводив съёмки резонным вопросом: «Витя, как можно так жить?!».
Ролик моментально разлетелся по соцсетям. Уже вечером к Вишнёвым (фамилия изменена) приехали полицейские. К этому моменту дом был жарко натоплен, появились продукты. После осмотра у детей не выявили следы побоев. Тем не менее их изъяли из семьи и временно поместили в Кормиловскую ЦРБ.
Мы съездили на место, чтобы попробовать разобраться в ситуации.
Село Юрьево затеряно посреди равнины из заснеженных полей. Несмотря на то, что находится оно недалеко от города, связь здесь периодически прерывается, интернет почти не ловит. Само село маленькое, здесь всего один магазин. Люди живут здесь давно и знают друг друга почти как близкие родственники.
«Мать выгнала Таю из дома»
С рождения в селе живёт и 22-летняя Тая (имя изменено). Сельчане, с которыми нам удалось поговорить, описывают её как нелюдимую и скрытную. К себе домой она никого не приглашает. Однако в таком крошечном селе все на виду, и скрыть что-то от посторонних сложно.
«Она сама из неблагополучной семьи, — рассказывает местная жительница, попросившая не называть её имени. — У её матери Насти (имя изменено) девять детей от разных сожителей. Какие-то уже выросли. На остальных получает пособие как мать-одиночка. Не знаю, что там у них случилось, но она выгнала Таю из дома, когда та была ещё подростком — просто на улицу».
Однако самый вопиющий случай, по утверждению нашей собеседницы, произошёл этой зимой. Пока об инциденте известно только со слов свидетелей. В силовых структурах подтвердить или опровергнуть эту информацию не могут, потому что она не имеет прямого отношения к делу.
«Младшему из детей Насти примерно 10 лет, — рассказывает соседка. — Поскольку семья живёт скромно, мальчик самостоятельно заработал деньги — помогал соседям чистить снег и колоть дрова. Отчим решил, что ему на выпивку деньги нужнее, и начал требовать отдать их. Паша (имя мальчика изменено) их спрятал. Тогда отчим начал избивать его. Ребёнок сбежал из дома и три дня прятался в трубе на окраине села. Там холодно, в итоге его нашли с обморожением соседские дети».
После того как Настя выгнала Таю из дома, они перестали общаться. Женщина не интересуется ни судьбой дочери, ни тем, как живут её родные внуки, говорят местные.
«Сначала она сошлась с местным предпринимателем Сашей Григоряном (фамилия изменена), — продолжает наша собеседница. — Она забеременела и родила дочь. Но поскольку изначально этот Саша не воспринимал её всерьёз — просто погуляли и разошлись — брать ответственность за ребёнка он отказался. Потом появился Виктор. Как они познакомились, я не в курсе. Он оказался здесь, когда Тая купила дом, где сейчас живёт, на маткапитал за первого ребёнка. Знаю только, что он из соседней деревни Кольцово. Тоже из многодетной семьи».
«Мне с ним скучно!»
От нового сожителя молодая женщина родила ещё двоих детей — мальчика в 2023-м и девочку в 2024-м. Несмотря на то, что он является биологическим отцом малышей, Виктор отказался брать за них ответственность. На всех троих детей она получает пособия, как мать-одиночка — в общей сложности примерно 42 тысячи рублей, рассказывают соседи. Мужчина значительно старше Таи — на десять лет, из-за чего в семье возникают конфликты.
«Он сейчас отбывает наказание за кражу, — продолжает рассказ соседка. — Ему назначили исправительные работы. Тая уходит на весь день из дома, говорит: «Мне с ним скучно, он старый, ворчит постоянно, как дед». И вот она закрывает детей одних дома и куда-то уходит. Они у неё постоянно кричат. Забираются на окно и сидят так весь день голышом. Объясняет, что они не приучены к одежде и сами раздеваются. Старшей девочке уже три года, но в садик её отдавать отказывается. Вроде бы младший брат не хочет с ней расставаться. В садике была бы хоть какая-то социализация».
Дом, в котором живёт семья Таи, на двоих хозяев. Во второй половине проживает женщина с ребёнком, которая постоянно слышит, как соседи выясняют отношения.
«У нас стенка тонкая, я слышу буквально всё, — поясняет она. — Тая не пьёт и не изменяет мужу, иначе в селе бы про это точно знали. Но Витька постоянно напивается по вечерам. А, когда он пьяный, начинает скандалить и бить её. Она кричит постоянно, просит, чтобы он её не трогал. И всё это на глазах у детей. Я не вмешиваюсь, потому что это чужая семья, сами должны разобраться. У Вити есть брат. Он нормальный человек, непьющий, хорошо обеспеченный. Приезжает на дорогой машине. Помогает им. Но тут, видно, просто терпение закончилось, потому что помогать бесполезно».
В поле зрения опеки
Как выяснил портал Om1 Омск, Тая за последний год уже попадала в поле зрения органов опеки. И это официальная информация полиции и СКР по Омской области.
«Тая пришла в магазин и купила много алкоголя, — продолжает свой рассказ местная жительница. — Продавец обратилась в органы опеки — что, мол, семья с тремя детьми может уйти в загул. После проверки эта информация вроде бы подтвердилась, и их поставили на учёт».
По данным нашего источника в силовых структурах, Таю поставили на учёт 15 июля прошлого года. С тех пор она и дети постоянно находились в поле зрения всех ответственных служб. Последняя проверка в доме была 7 февраля. Инспектор ПДН по Кормиловскому району Малютина совместно с участковым Ивановым и представителем опеки Новиковой в тот раз предупредили Таю о необходимости навести дома порядок и создать условия для жизни маленьких детей. Однако, вероятно, эти требования были проигнорированы.
«16 февраля сотрудники полиции выезжали в жилой дом в селе Юрьево, запечатлённый на видео. В доме проживают 22-летняя женщина, её сожитель и трое малолетних детей. Озвученная информация подтвердилась: выявлены антисанитарные условия, должный уход за детьми отсутствует. В отношении матери составлен административный протокол за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Троих детей поместили в районную больницу. В настоящее время их состояние удовлетворительное. Проверка по данному факту продолжается», — рассказал официальный представитель УМВД России по Омской области Алексей Командыков.
С самой Таей нам поговорить не удалось. Калитка, ведущая к её дому, была плотно закрыта. Мы попытались связаться с Таей по номеру сотового. Примечательно, что у них с сожителем один телефон на двоих. Но дозвониться не получилось. Отказывается что-либо комментировать и мать Таи Анастасия. Она положила трубку, услышав, по какому поводу с ней хотят поговорить.
Видео из дома Вишнёвых моментально разлетелось по чатам Юрьево. Обеспокоенные соседи пытались выяснить, что происходит, и нужна ли какая-то помощь Тае. Но девушка на расспросы реагирует негативно, говорят местные.
На защиту молодой мамы встала сельский депутат Алеся Григорьева. По её версии, Тая не бросала детей одних, а вышла в сарай, чтобы подоить корову. В холодильнике не было еды, потому что он сломался и разморозился. А дети бегали голые, потому что дома было очень жарко, и они сами разделись.
Также в поддержку женщины выступила омский журналист, общественница Наталья Граф.
«В считаные минуты детей изъяли из семьи правоохранительные органы и поместили в больницу. Там выяснилось, что малыши упитанные, здоровые и без телесных повреждений, — пишет она на своей странице в соцсетях. — На видео, выложенном в соцсети, исключительно вопиющая бедность! Которая по закону не может быть основанием для лишения прав. Я готова оказывать помощь матери и её детям».
Наталья Граф со ссылкой на руководителя органов опеки регионального Минобра Оксану Груздеву также сообщила, что через несколько дней детей планируют выписать из больницы и вернуть маме. Вопрос об ограничении женщины в родительских правах уже не стоит, потому что для этого нет основания.
Официально
Тем не менее проверка правоохранителями продолжается.
«В ходе проверки будут выяснены все обстоятельства произошедшего, действиям работников службы опеки будет дана правовая оценка по ст. 293 УК РФ (халатность). Также будет решён вопрос об ответственности родителей», — сообщила официальный представитель СУ СК по Омской области Лариса Болдинова.
По правилам, при изъятии детей из семьи их на полгода помещают в социальный приют. За это время у родителей есть возможность наладить быт и доказать, что они смогут в дальнейшем полноценно заботиться о детях.