Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Через центр к Шинному: где раньше в Омске можно было покататься на трамвае? Вспомнили все места в городе, где были проложены рельсы.

Через центр к Шинному: где раньше в Омске можно было покататься на трамвае?

Вспомнили все места в городе, где были проложены рельсы.
21 февраля 2025, 11:37
Спецпроект

Через центр к Шинному: где раньше в Омске можно было покататься на трамвае?
Фото: Pastvu.com, Wilfried Wolf

Перед вами — схема трамвайных маршрутов, которые ходили в Омске в середине 90-х годов прошлого века.

Источник: transphoto.ru

Несмотря на то, что эта схема выглядит масштабно, на ней показано далеко на всё. Можете ли вы представить классический омский трамвай, который ехал прямо по Красноярскому тракту? А как насчёт маршрута к Омскому шинному заводу или в посёлок Солнечный?

К моменту развала СССР трамвайная сеть Омска составляла более 200 километров в длину. Многие из этих направлений сейчас представить невозможно, зато они сохранились на фотоплёнке. В этом материале мы вспомнили все места в городе, куда раньше можно было уехать на трамвае.

Нефтяники

На этой фотографии 1996 г. трамвай едет параллельно улице Заозёрной (в кадре — справа). После поворота вагон проезжал по дороге между дворами и оказывался у СибАДИ.

Фото: Pastvu.com, Wilfried Wolf

Трамвай был важным видом транспорта для жителей городка Нефтяников, прежде всего была длинная прямая по всей улице Заозёрной. Теперь она сохранилась лишь отчасти, до проспекта Королёва. Через замысловатый съезд в гаражи и дворы трамвай оказывался на проспекте Мира — выход на главную улицу располагался между нынешними домами Мира, 6 и Мира, 12.

А вот остановок было гораздо меньше, чем на автобусных маршрутах: «СибАДИ», затем — сразу «кинотеатр Кристалл», потом — «ДК «Нефтяник» (он же ДК им. Малунцева) и «Советский райисполком», после чего трамвай сворачивал на Нефтезаводскую и ехал прямо до нефтезавода, а затем уезжал на проспект Губкина до конечной «Завод СК», которая находилась около перекрёстка с улицей Комбинатской.

Трамвай у ДК «Нефтяник»

Фото: Pastvu.com, автор неизвестен. Снимок 1968-1970 гг.

 

Фото: Pastvu.com, автор оригинала: Thomas E. Fischer. Снимок 1996 г.

Остатки рельсов на Нефтезаводской можно увидеть до сих пор. От трамвая в Нефтяниках избавились в конце 1998 года, хотя по Заозёрной до моста у Телецентра вагоны ходили ещё почти десятилетие.

Завод пластмасс

Роскошь, которую представить сейчас нельзя: около восьми километров путей в обе стороны просуществовали всего несколько лет. За кольцо на Стрельникова путь на Омский завод пластмасс проложили во второй половине 80-х. Ожидалось, что на его базе появится новый омский гигант, но пришли 90-е, завод обанкротился и закрылся. А от трамвая избавились вскоре после образования суверенной России, в 1992 году.

Фото: Pastvu.com. Снимок 1989-1995 гг.

Информации в Сети о линии на Омский завод пластмасс не так много. Известно, что до него с 1985 года ходил трамвай 10-го маршрута с Левобережья. Известно также, что по Красноярскому тракту было несколько остановок, соответствующих автобусным: «Завод СК», «Колония», «Транспортный цех». Как и в случае с маршрутом до нефтезавода и проспекта Губкина, «десятка» была предназначена для того, чтобы быстро перевозить рабочих от дома к воротам заводов.

Левобережье (улицы Лукашевича и Волгоградская)

От другого конца «десятки» избавились спустя полтора десятилетия. Трамвай на Левый берег пришёл вместе с открытием моста у Телецентра, в 1978-м. Первая конечная остановка находилась около нынешней автобусной остановки «Лукашевича», у перекрёстка с улицами Ватутина и Дианова. Туда же первоначально довели и троллейбусную линию.

Почему не дальше? Причина была проста: жилые микрорайоны Левобережья к тому моменту едва достигли Тюкалинского тракта, а кварталы по Волгоградской и Дианова только начинали застраиваться.

Фото: Transphoto.ru, пользователь Ymtram. Cнимок 2004 г.

До улицы Дергачёва линию продлили в 1996 году. В планах было строить пути и дальше до посёлка Солнечного, а в долгосрочной перспективе — открыть трамвайное депо около мясо-молочного техникума. Рельсы начали прокладывать, а депо — строиться, но идея умерла в зародыше.

Трамвай выходит с кольца на остановку «Дергачёва». Обратите внимание на начало недостроенной линии на Техникум мясной и молочной промышленности.

Фото: Transphoto.ru, пользователь Ymtram. Cнимок 2004 г.

Ну а история с полным уходом трамвая с Левобережья известна многим омичам: при строительстве подземного перехода к «Арене Омск» 10-й маршрут временно закрыли из соображений безопасности. Сроки возобновления движения озвучены не были, а со временем рельсы на Левобережье начали постепенно разбирать. Впрочем, частично их возможно восстановить — например, «корыто», где находятся рельсы, в дорожном полотне на Лукашевича сохранили.

А вот что ещё делают рабочие в рамках ремонта моста имени 60-летия ВЛКСМ:

 
Читайте также на портале Om1.ru
 

Центр города

Здесь можно вспомнить огромный участок дороги по улицам Гагарина, Интернациональной, Орджоникидзе и Гусарова. По этим путям ходил самый длинный маршрут Омска в городской черте — «пятёрка»: из Ленинска через Учебную и Жукова у перекрёстка с Лермонтова он сворачивал не направо, как теперь едут все трамваи, а налево, в сторону музыкального театра. А затем — прямо по улице Гагарина, где уходил налево до кинотеатра «Маяковский», и по улице Орджоникидзе.

Был и другой вариант движения с улицы Гагарина: направо, на улицу Гусарова. Оттуда трамвай ехал в сторону Амурского посёлка.

Фото: Pastvu.com, автор оригинала — В. Н. Павлов. Скан изображения из фотоальбома «Омск», 1980 г.

Из центра трамвай исчез в 1997 году. Причиной руководство города во главе с мэром Рощупкиным называло стремление к расширению автомобильных дорог. Насколько это был оправданный поступок, можете оценить сами в час пик буднего дня.

Проспект Маркса и железнодорожный вокзал

Было и такое. Именно по проспекту Маркса проходил первый трамвайный маршрут в Омске. Он начинался около ж/д вокзала, уезжал на улицу Серова, в районе мясокомбината (сейчас на его месте огороженный забором пустырь — прим. ред.) сворачивал на улицу Московскую, которая затем стала улицей Карла Маркса, и уезжал далее в центр до Сада имени Куйбышева (современная Соборная площадь).

Район пересечения улиц Карла Маркса и Масленникова, 1957 г.

Фото: Pastvu.com, автор оригинала: К. А. Савина

Здесь любопытный читатель заметит, что с улицей Маркса что-то не так. Действительно, прямой дороги, которая связывала бы центр с районом вокзала, не существовало из-за того, что вокзал долгое время находился на территории Ленинска-Омского — самостоятельного города в паре километров от большого Омска. Центральной магистралью Ленинска-Омского была улица Серова, и, хотя город-спутник вошёл в состав Омска за два года до открытия трамвайного движения (в 1934 году), линию пришлось выносить именно на Серова. Других вариантов просто не было.

К счастью, градоначальники со временем поняли необходимость в едином проспекте, который бы шёл из центра к вокзалу. Краевед Виталий Демешко приводит отрывок из публикации газеты «Омская правда» за 1958 год:

«Генеральный план застройки Омска предусматривает широкую реконструкцию городского транспорта… По этому плану намечается произвести перенос трамвайных путей с улицы Карла Маркса на улицу Лагерную (нынешняя Маршала Жукова — прим. ред.). Так решено сделать для того, чтобы одна из главных магистралей — улица Карла Маркса — стала самой красивой в Омске».

Конечная троллейбусной линии у вокзала разместилась со стороны улицы 7-й Ленинской (она же Марченко) — там же, откуда ранее заезжали трамвайные вагоны. Осталась она там и теперь.

Фото: Pastvu.com, автор оригинала — Александр Афонин. Снимок 1960 г.

Взамен на «самую красивую магистраль», официально ставшую проспектом, решено было пустить второй маршрут троллейбусной линии, которая связывала бы район вокзала с кинотеатром имени Маяковского.

Труда

Однако трамваю дали достойную альтернативу. Теперь он поворачивал на 7-ю Ленинскую, оттуда — на улицу Котельникова, а затем выезжал на улицу Труда и ехал до сада имени Кирова (сейчас — сквер Юбилейный, за церковью).

Трамвайные пути на улице Труда, примерно 1973 г.

Фото: Pastvu.com, автор оригинала: М. И. Фрумгарц

Именно пути от 11-й Ленинской (нынешняя остановка «Котельникова») до конечной на Труда стали первыми, которые были убраны при Рощупкине. Около пересечения Котельникова и Труда оперативно построили кольцо и диспетчерскую, а о том, что конечная была дальше, теперь можно услышать лишь со слов старшего поколения омичей.

Омский шинный завод

И ещё один «заводской» маршрут, фотографий с которого в Сети практически не найти. Он появился во второй половине 50-х — сюда направили два маршрута: от 11-й Ремесленной и вокзала.

Фотографий трамваев в направлении Омского шинного завода мы не нашли, зато обнаружили кадр с конечной остановки. Сейчас на её месте — АЗС на 3-й Транспортной, перед железнодорожным переездом.

Фото: Pastvu.com, автор оригинала — В. Ф. Кудринский. Снимок 1972 г.

Последний существует и теперь. Речь о 8-м маршруте. Линии до ПО «Полёт» ещё не было, и у Октябрьского райисполкома трамвай сворачивал на улицу Лизы Чайкиной, доезжал практически до въезда в посёлок Чкаловский и сворачивал направо. На месте прямой от Лизы Чайкиной до Омского шинного завода в конце 70-х построили железную дорогу, а трамвай на Хмельницкого продлили до «Полёта».

А ещё?

  • Линия к аграрному университету — второй маршрут в истории омской трамвайной системы. Он интересен маршрутом, представить который теперь почти нереально: с улицы Орджоникидзе рельсы сворачивали на улицу Волховстроя, откуда через современный троллейбусный парк № 2 выходили на Красный Путь и шли до поворота в сторону сельхозинститута.
  • Линия от Учхоза в Нефтяники — прото-версия «пятёрки». Отличалась тем, что выезжала в «Посёлок НПЗ» прямо через сельхозинститут. С её появлением трамвай с Волховстроя был окончательно убран.
  • Линия от моста на Ленина до Гагарина — одна из частей самого первого трамвайного маршрута: после съезда со специального трамвайного моста (находился на месте современного Юбилейного моста) проезжал по Щербанёва, Бударина и Либкнехта и оказывался на улице МОПРа, современной улицы Гагарина.
  • Грузовые ветки к ТЭЦ-1 и товарной станции (сейчас — сквер у Академии транспорта) — существовали под нужды города. Особенную пользу они имели в годы войны, перевозя раненых бойцов и важные грузы.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter