Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Польский Ан-2 и авиалаборатория: подборка необычных самолётов, которые побывали в Омской области Омичи могли увидеть самолёты европейских хоккейных клубов и даже судна, совершающие кругосветные путешествия.

Польский Ан-2 и авиалаборатория: подборка необычных самолётов, которые побывали в Омской области

Омичи могли увидеть самолёты европейских хоккейных клубов и даже судна, совершающие кругосветные путешествия.
Омичам рассказали, какие необычные самолёты прилетали в регион

Польский Ан-2 и авиалаборатория: подборка необычных самолётов, которые побывали в Омской области
Фото: предоставил Максим Гольбрайхт

Необычный самолёт в небе над Омском всегда вызывает удивление: что за борт, откуда он и зачем здесь? У каждого такого воздушного судна есть своя история. В Омске существует группа фотографов, увлечённых съёмкой авиационной техники. Их называют споттерами. Руководитель омского споттинг-клуба Максим Гольбрайхт рассказал порталу Om1 Омск о самых необычных бортах, которые приземлялись в городе и области.

 
«Любой самолёт всегда снимать волнительно, большой или маленький. Как пилот умело прижимает его к полосе или совершает уверенный разбег и отрывается от земли. Я до сих пор с восхищением каждый раз смотрю, как многотонная машина, преодолевая законы тяготения, взмывает ввысь или, снижаясь, уверенно идёт на посадку», — рассказывает Максим Гольбрайхт.

Фотограф отмечает, что редкие марки самолётов выпускались преимущественно в прошлом веке. Раритет часто встречается в малой авиации. Среди моделей, которые произвели в 50-е, 60-е и 70-е годы ХХ века, есть много тех, что представлены в единичном экземпляре. Однако существуют и не менее редкие гости омских аэродромов среди современных самолётов.

Недавно, например, город посетил «Суперджет 100» с необычной ливреей, посвящённой Государственному Эрмитажу, а 26 мая в Омском аэропорту впервые приземлился широкофюзеляжный самолёт. На его встречу пригласили и споттеров.

Кругосветки

Омская область не раз становилась одной из точек маршрута на пути кругосветных путешественников. В том числе отправившихся вокруг света на самолётах.

«Мы встречали польский и американский экипажи на аэродроме Марьяновка несколько лет назад. В прошлом году видели на аэродроме Поповка семейный экипаж, отца и сына из Бразилии, и двух пилотов из Новой Зеландии. Им уже за 80, и они по-прежнему за штурвалом! Это были очень тёплые и яркие встречи. Обменялись сувенирами. Экипажи особенно отметили омское гостеприимство и готовность прийти на помощь в решении каких-либо проблем.

Кругосветки во всех случаях использовали Омск как одну из точек своего путешествия, где можно дозаправиться, при необходимости переночевать, технически осмотреть самолёт, а также побывать в самом Омске с экскурсией, попробовать местную кухню», — рассказывает Максим.

Двое новозеландцев старше 80 лет, Боб Бейтс и Барри Пейн, прилетали в регион в прошлом году 17 июня на небольшом американском самолёте Piper PA-24. Они стали самым возрастным экипажем, путешествующим вокруг света. В Омске их тепло встретили, подарили часы в виде самолёта и сгущённое молоко. Через пару дней, переждав непогоду, они отправились дальше на запад России.

Боб и Барри. Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

В Поповку в сентябре прошлого года прилетала и семья из Бразилии — 73-летний Эуженио и 33-летний Эдуардо Крума. Отец и сын тоже путешествовали вокруг света и сделали остановку в Омской области. До аэродрома бразильцы добрались на лёгком самолёте Beechcraft Baron G58 с наклейками в виде бразильского флага.

Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

В 2019 году аэродром в Марьяновке также посетила польская экспедиция, посвящённая столетию авиации страны и пилоту Болеславу Орлинскому. Он в 1926 году прилетел из Варшавы в Токио на двухместном биплане. Экипаж во главе с лётчиком Тадеушем Соловей решил повторить маршрут, а затем вернуться из Токио в Варшаву. Полёты команда совершала на знакомой омичам по рейсам в Усть-Ишим модели Ан-2. Борт украсили портретами Орлинского и Ромуальда Коперского — пианиста и путешественника. Однако, долетев до востока России, экипаж не смог добраться до Японии из-за погоды и был вынужден вернуться назад.

Польский Ан-2. Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

Хоккейные

Борты редких для Омска компаний часто появлялись во время чемпионата КХЛ на игры с «Авангардом».

«Словаки, чехи, финны, динамовские рижане, да и многие наши команды прилетали на интересных бортах. Омский аэропорт шёл на встречу и часто приглашал нас на перрон, как и сейчас. Сегодня многие из самолётов уже не летают, а ряд команд не участвует в играх КХЛ. Перестали выполнять рейсы в основном, самолёты Як-42, Ту-154 и Ан-148 разных компаний, активно возившие российские команды на игры», — отмечает споттер.

Ежегодно до ковида в Омск из Хельсинки прилетали на Airbus A319 компании Finnair хоккеисты финского клуба «Йокерит». «Горячие финские парни экипажа были очень эмоциональны и позитивны! Некоторые хоккеисты «Йокерита» также поприветствовали нас по прилёте! Завтра игра с «Авангардом», — писали в группе споттеров в ноябре 2017 года. Кстати, тогда матч закончился счётом 3:1 в пользу финнов.

Пилоты показывают клубный шарф ХК «Йокерит». Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

Из недавнего — «Динамолёт» белорусской авиакомпании Belavia, который прилетал на игру в Омск прошлой осенью. Город стал вторым после Москвы, куда приземлился самолёт с новой ливреей. На его покраску ушло 13 дней. Авиакомпания и Омский аэропорт приглашали споттеров запечатлеть это событие.

Зарубежные

Некоторые интересные самолёты пилоты из Омской области приобретают для личных полётов. Например, в регионе есть американские борты Cessna, Piper и Beechcraft Musketeer.

«Американские Cetus, Cirrus, Cessna, Beechcraft, Commander, Piper, вертолёты Bell для личных полётов активно приобретались и приобретаются пилотами по всему миру, наша страна не стала исключением. В основном они не новые с завода, а успевшие уже полетать, в том числе и в США. Отечественный авиапром не может пока удовлетворить спрос на такие самолёты», — рассказывает Максим.

Используют их как средство передвижения, чтобы, например, независимо ни от кого слетать на Байкал, Алтай, Сахалин или в Крым. Или даже за два-три часа по делам в Новосибирск.

Beechcraft 95-E55 Baron из Абакана. Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

«Можно полюбоваться городом с высоты, а можно на борту сделать предложение. Мои коллеги бывали на борту и снимали такой момент на камеру. Я видел, как на земле раскладывали баннер с предложением. А лётчик и пассажиры с высоты могли видеть текст. И в нашем регионе такое было в том числе. Я думаю, это весьма романтично!

Но также пилоты небольших самолётов и вертолётов используют свои средства для поиска людей в сотрудничестве с поисковыми отрядами (пилоты-добровольцы аэродрома Поповка — участники всероссийского вертолётно-спасательного отряда «Ангел») и в работе по лесоохране (Сибирская база авиационной охраны лесов с аэродрома Калачёво). С их помощью возможно оценить с небольшой высоты масштаб пожара или паводка», — поясняет Максим.

Отечественные

Среди российских и советских бортов тоже немало интересных. В 2019 году Омск посетил самолёт Ан-26 некогда ледовой разведки с комплексом «Арктика». На базе этой модели самолёта по заказу Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии в своё время создали морскую авиалабраторию.

Внутри самолёта были установлены специальные приборы для наблюдения за окружающей средой: аэрофото- и видеоаппаратура, комплекс для визуальных наблюдений, аппаратура приёма и обработки спутниковых изображений, метеокомплекс, радиосвязь, навигация, комплекс обработки изображений, устройство для сброса буев, зондов и аварийно-спасательных средств.

«Арктика». Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

Использовали самолёт для исследований распределения и биомассы скумбрии, сельди и мойвы в морях Северо-Европейского бассейна, гренландского тюленя в Белом море. Оборудование, скорее всего демонтировано, отмечает Максим. Уже несколько лет борт используется для дежурства на поисково-спасательных операциях. Так, один из дежурящих в Омске Ан-26 со спасателями Росавиации вылетал в 2023 году в район чрезвычайного происшествия, когда вблизи села Московка на поле сел Airbus A320.

Ещё один борт, с помощью которого ведут научные наблюдения, заглядывал в Омск в те же годы. Ан-30 — это самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки. С его помощью собирают информацию для геологических карт, данные бурения и сейсморазведки.

«Кандагарский пленник» тоже несколько раз посещал аэропорты области. Ил-76 — самолёт с историей — герой фильма «Кандагар» (18+) на основе реальных событий. В 1995 году российское судно захвалили афганские террористы. Экипаж провёл в тяжёлых условиях в плену больше года, а затем в подходящий момент смог улететь на Ил-76 из Афганистана.

Этот самолёт — редкий гость Омского аэропорта, но когда он появляется, то всегда производит впечатление на омичей. Используют такие самолёты для транспортировки грузов. Например, в 2022 году он доставил в город вертолёт.

Ил-76. Фото предоставил Максим Гольбрайхт.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter