Пятого сентября 1999 года в Москву из Ставрополя прибыла фура «Мерседес». Дальнобойщики, которые ею управляли, не знали, что в прямом смысле слова везут в кузове смерть для сотен простых москвичей.
Свой груз водители доставили до склада на Краснодарской. Там девять тонн сахара — как они думали — были выгружены получателями. На самом же деле в мешках находилась взрывчатка, смесь тротила с гексогеном, а в Москве её ждала группа ваххабитов под руководством карачаевского сепаратиста Ачемеза Гочияева.
Он планировал объявить войну уже не только российской армии, но и простым людям, причём максимально далёким от событий на Кавказе.
Взрыв на Гурьянова
Как раз в то время, в сентябре 1999, начиналась Вторая Чеченская война. Боевики-исламисты перешли границу Дагестана, стремясь превратить эту кавказскую республику в очередной очаг ваххабизма. Однако их попытка была остановлена, а вторгшихся вскоре вытеснили обратно на территорию Чечни. Однако союзники террористов решили продолжить борьбу уже на ином поле — против мирных граждан.
Для того, чтобы расширить уже шедшую террористическую кампанию, Гочияев и организовал перевозку в Москву взрывчатки. Первой целью стала панельная девятиэтажка за номером 19 по улице Гурьянова. В этом и соседнем, 17-м, доме жили работники АЗЛК — завода «Москвич». Однако выбрали его не поэтому: здание располагалось достаточно близко к МКАДу, чтобы не пришлось проезжать городские посты ГАИ.
К подготовке теракта Гочияев, который до перехода в радикальный ислам был опытным предпринимателем, подошёл основательно. Он официально снял коммерческое помещение на первом этаже, использовав для этого документы недавно погибшего человека. Затем, чтобы усыпить бдительность жильцов, по подъездам даже отправили промоутеров, которые должны были рекламировать новую точку по продаже сахара.
Поэтому, когда спустя несколько дней «сахар» приехал, местные жители ничего не заподозрили. Только одна чудом выжившая свидетельница потом вспоминала, что грузовик подъехал к зданию с необычной стороны. Обычно разгружались с другой, а сейчас машина встала так, что газы из выхлопной трубы пошли вдоль дома и попали в квартиры. Но это было меньшей из проблем…
Потому что в ночь с 8 на 9 сентября, в районе полуночи, дьявольская машина сработала. Взрыв, мощность которого позже оценят в 300 тонн тротила, буквально уничтожил два центральных подъезда панельной девятиэтажки. Удар был такой силы, что повреждения получил даже соседний дом номер семнадцать. Он устоит, но позже его снесут вместе с оставшимися подъездами девятнадцатого.
![]() |
|---|
| Фото: НТВ |
Для всех жильцов взрыв стал полной неожиданностью — стояла ночь, люди попросту спали. Те, кому посчастливилось выжить, приходили в себя в шаге от смерти. Кто-то проснулся, лёжа на полу и свесив руки вниз, в бездну. Кто-то побежал на кухню, и только в последний момент родные успели его остановить, потому что кухни больше не было, в сразу за порогом — обрыв…
Прибывшие спасатели поначалу думали, что в доме взорвался газ — он действительно способен уничтожать целые подъезды. Однако вскоре по масштабу разрушений и остаткам взрывчатки специалисты поймут, что это теракт.
На месте спасатели принялись расчищать завалы, чтобы найти и спасти уцелевших. Панели девятиэтажки во многих местах сложились «домиком», что, с одной стороны, давало шанс людям, которые могли уцелеть в таком спасительном «кармане». Но, с другой, такая конструкция была крайне неустойчива и могла сложиться прямо под спасателями. Приходилось работать крайне осторожно.
В результате первого взрыва погибли 106 мирных жителей; ещё почти 700 получили травмы, в том числе моральные. Но это был ещё не конец…
Взрыв на Каширском шоссе
После того, как стало ясно, что первая трагедия — теракт, власти провели массовые проверки. Благодаря этому удалось найти ещё один склад взрывчатки, которую вовремя обезвредили. Однако в доме 6 корпус 3 по Каширскому шоссе в дело вмешался злой рок. Участковый, который проверял помещения на первых этажах, не знал, что террористы маскировали взрывчатку под сахар. Поэтому, когда владелец магазина рассказал, что сдал помещение под хранение мешков с сахаром, страж порядка не насторожился…
Позже он ещё раз пришёл с проверкой, но хозяина магазина на месте не оказалось, а без него участковый не решился ломать дверь. Очень скоро эта нерешительность дорого всем обойдётся.
Потому что именно этот дом был второй целью террористов, и в самое тихое и спокойное время 13 сентября, пять часов утра, взрывчатка сдетонировала.
![]() |
|---|
| Фото: РИА «Новости» |
Этот дом, в отличие от предыдущего, был кирпичной восьмиэтажкой. Поэтому шансов спастись у жильцов практически не было: кирпичи обваливаются плотной массой, не оставляя таких «карманов», как панели. Практически все обитатели дома погибли в течение нескольких секунд, выжить удалось лишь двоим, которые получили травмы.Сила вз
Сила взрыва была невообразимой — позже спасатели расскажут, что тела погибших находили в том числе на балконах соседних домов. Во всём квартале вылетели стёкла, а стены многоэтажек как будто побило шрапнелью.
В этой трагедии погибло 124 человека, и ещё 7 получили травмы.
Исполнители этих ужасных терактов успели скрыться, однако в итоге почти никто из них от правосудия не ушёл. Двое из шести уже больше 20 лет отбывают пожизненное наказание в российских тюрьмах, трое были убиты, и лишь организатор терактов, Ачемез Гочияев, до сих пор не найден.





