om1.ru
Руководство «Омскэлектро» купило 9 дорогих иномарок и берет кредит на 300 млн рублей Подобные траты вызывают недоумение, ведь омское муниципальное предприятие еще не до конца рассчиталось с долгом в 1,5 млрд перед «МРСК Сибири», а потому рискует быть поглощенным красноярским гигантом.

Руководство «Омскэлектро» купило 9 дорогих иномарок и берет кредит на 300 млн рублей

Подобные траты вызывают недоумение, ведь омское муниципальное предприятие еще не до конца рассчиталось с долгом в 1,5 млрд перед «МРСК Сибири», а потому рискует быть поглощенным красноярским гигантом.
8 ноября 2018, 09:30
Спецпроект

На днях АО «Омскэлектро» объявило тендер на предоставление возобновляемой кредитной линии с лимитом в 300 млн рублей. Победителем станет тот, кто предложит самую низкую ставку кредитования. Если учесть, что начальная цена контракта составляет 54,6 млн рублей, а кредит берется до 2020 года, процентная ставка составит порядка 9% годовых. Заявки принимаются до 19 ноября.

На предприятии решение взять кредит пояснили тем, что деньги нужны «для пополнения оборотных средств, дефицит которых возникает по причине предоставления беспроцентной рассрочки платежа за технологическое присоединение» и для «обеспечения регулируемой деятельности». Однако выглядят такие объяснения не совсем логично.

Во-первых, известно, что предприятие даже в самые лучшие годы, занимаясь техническим присоединением, тратило на эти цели не более 20-30 млн рублей в год. Все работы при этом выполнялись за счет собственных оборотных средств и лишь после этого суммы предоставлялись РЭК, а регулятор уже делал соответствующие расчеты и закладывал расходы в тариф. При этом никогда на техприсоединение не тратились сотни миллионов рублей.

Во-вторых, деньги для «осуществления текущей деятельности» предприятию требовались и раньше. Тем не менее даже в самые нелегкие времена «Омскэлектро» удавалось и без глобальных заемных средств поэтапно рассчитываться с «МРСК Сибири», а последние годы даже демонстрировать прибыль.

В 2016 году предприятие заработало 182 млн рублей, в 2017-м — 81,1 млн рублей, а в первом полугодии 2018-го — уже свыше 70 млн рублей сверх того, что было предусмотрено финансовым планом. Так что сейчас финансовое состояние компании можно считать вполне устойчивым.

Более того, осенью прошлого года предприятию была предоставлена возобновляемая кредитная линия на 150 млн рублей под низкий процент (менее 9% годовых). Кредит этот был беззалоговый и, по словам тогда еще действующего руководителя предприятия Манвела Мажонца, использовался, когда возникала необходимость срочно рассчитаться с «МРСК Сибири» или подрядчиками, и в течение короткого времени деньги возвращались. Так что на период смены руководства (июль 2018 года) этот кредит находился в управляемом состоянии.

Непонятно, что мешает действующему руководству продолжать пользоваться имеющимся ресурсом для «осуществления текущей деятельности». Как непонятно и то, с какой целью предприятие, которому якобы не хватает денег, в октябре этого года приобрело сразу девять новеньких KIA RIO на общую сумму более 6,7 млн рублей.


Любопытно, что деньги, потраченные на легковые автомобили, были изначально заложены в инвестпрограмму на покупку производственной техники. В итоге из программы закупок исчезли два экскаватора, автофургон «УАЗ», гидромолот, устройство для замера температуры масла в трансформаторах и прочая производственная техника на общую сумму почти 7 млн рублей. И это при том, что на предприятии парк спецтехники начал обновляться совсем недавно. Более 20 лет на эти цели попросту не было средств.

Третий момент. Финансовый план предприятия, который был согласован советом директоров АО «Омскэлектро» до конца 2018 года, не предполагал взятия каких-либо кредитов. Единственное, что должно было сделать новое руководство, — оформить пролонгацию ранее полученного кредита, поскольку это было прописано в договоре.
Согласно этому же финансовому плану и подписанному ранее соглашению о рассрочке, до конца 2018 года омское предприятие должно было полностью погасить долг перед «МРСК Сибири»: отдать 32 млн рублей деньгами и передать оставшуюся часть кабеля «Фрунзенская-Прибрежная» на сумму около 200 млн рублей.

Поэтому говорить, что сейчас на предприятии внезапно образовалась финансовая дыра, ради которой необходимо срочно брать кредит в размере 300 млн рублей, не приходится. Более того, в июле 2018 года после того, как на место покинувшего предприятия Манвела Мажонца был назначен Андрей Жуковский, предприятие получило дополнительные 32 млн рублей на техническое перевооружение и новое строительство (в рамках поправок РЭК в инвестиционную программу «Омскэлектро»).

С какой же целью берется нынешний кредит? Редакция портала Om1.ru может предложить несколько версий:

1. Погасить предыдущий кредит в 150 миллионов рублей, который был потрачен «на обеспечение регулируемой деятельности».
Но! Зачем тогда брать сразу 300 миллионов? Особенно если учесть, что предыдущий кредит был удобен: беззалоговый и с низкой процентной ставкой. А вот 300 млн рублей без залога уже не даст ни один банк. Но на такую сумму придется закладывать практически все имущество «Омскэлектро», оформленное на данный момент. Чем это грозит предприятию в случае невыполнения кредитных обязательств, догадаться несложно. К тому же в пояснении на проведение тендера черным по белому написано: «Не допускаются затраты на перекредитование или погашение долга перед иными структурами»… Означает ли это, что у предприятия будут кредиты перед банками уже на общую сумму 450 млн рублей?

2. «МРСК Сибири», несмотря достигнутые договоренности, все же отказывается забирать кабель. И «Омскэлектро», согласно договору, вынуждено будет возвращать остаток долга деньгами. На эти цели и нужны 300 миллионов.
Версия, казалось бы, вполне состоятельная, учитывая, что красноярская компания уже неоднократно пыталась отказаться от приобретения кабеля. Однако нынешние договоренности о том, что кабель все-таки будет передан, были достигнуты на уровне правительства. И думать, что ситуация вышла из-под контроля губернатора, что он не уследил и не потребовал выполнения этих договоренностей, довольно неразумно. Ведь передача кабеля «МРСК Сибири» — важная точка невозврата в рискованную историю с долгом в 1,5 млрд рублей, которая грозила выводом АО «Омскэлектро» из муниципальной собственности, а значит, и потерей крупного налогоплательщика, который ежегодно приносит в бюджеты разного уровня свыше 400 млн рублей. К тому же сама Оксана Фадина еще во время своего первого отчета перед депутатами Горсовета заявила, что мэрия не намерена избавляться от «такого профильного и серьезного актива, как «Омскэлектро».

Оксана Фадина, мэр города Омска:

 — Считаю, что предприятие должно оставаться в структуре муниципальной собственности. Антикризисный план уже дает свои результаты. Так, в 2017 году силами «Омскэлектро» в городе были выполнены работы по реконструкции 51 км электрических сетей и монтажу трансформаторных подстанций. А сейчас ведется большая работа по мониторингу состояния сетей.

3. Предприятие решило взять 300 млн рублей для того, чтобы одномоментно рассчитаться со всеми подрядчиками и поставщиками.

Но ведь очевидно, что такая мера избыточна. Действительно, на предприятии, которое еще недавно переживало серьезный экономический кризис, остаются долги перед сторонними организациями. Однако за многие годы работа с ними выстроилась. Со всеми постепенно рассчитывались, с кем-то договаривались о переносе платежей. Но взять и выплатить всем сразу, да еще и за счет кредита? Это кажется неразумным хотя бы потому, что на одной чаше весов — мелкие долги перед десятком компаний, которые никогда не соберутся вместе, а потому вряд ли смогут стать серьезной угрозой для предприятия. А вот с другой стороны весов есть один жесткий коммерческий банк, который явно даст 300 млн только с кучей условий. И нарушение хотя бы одного из них позволит финансовой организации единолично и в любой момент потребовать досрочного возврата всей суммы. Здесь уже угроза куда серьезнее. Кроме того, каким образом предприятие потом будет рассчитываться за этот кредит? В инвестиционном плане эти выплаты не заложены. Да и РЭК компенсировать их явно не будет.

Хочется верить, что подобный шаг — лишь неверное понимание ситуации новым руководителем, за плечами которого еще не было опыта управления крупным предприятием.

Тем не менее мы просим руководство АО «Омскэлектро» предоставить нам подробные ответы на следующие вопросы:

1. Для каких целей берется кредит в размере 300 млн рублей?
2. На какие цели были израсходованы 150 млн кредитных средств, полученных предприятием осенью прошлого года?
3. Почему из инвестпрограммы исключили покупку производственной техники?
4. Для каких целей предприятие, еще окончательно не рассчитавшееся с долгами, приобретает дорогие иномарки в количестве девяти штук на сумму более 6,7 млн рублей?
5. Когда планируется передача кабеля в счет погашения оставшегося долга перед компанией «МРСК Сибири» в рамках достигнутых договоренностей?
6. В курсе ли совет директоров «Омскэлектро» и собирается ли утвердить подобную сделку?

Мы продолжим следить за развитием ситуации.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter