Омск
Заразились
46082 +48
Выздоровели
39291 +55
Умерли
1395 +1
Россия
Заразились
4863514 +8386
Выздоровели
4480360 +8022
Умерли
112622 +376
om1.ru
Каким будет Омск будущего? Серьёзный разговор про генплан Метро, аэропорт, детские сады и миллион других вопросов. Мы поговорили с директором института, заключившего договор на корректировку генерального плана Омска.

Каким будет Омск будущего? Серьёзный разговор про генплан

21 октября 2019, 11:30
интервью

Каким будет Омск будущего? Серьёзный разговор про генплан
Метро, аэропорт, детские сады и миллион других вопросов. Мы поговорили с директором института, заключившего договор на корректировку генерального плана Омска.

В следующем году у Омска появится новый генеральный план. Этот документ определяет жизнь города на годы вперёд: как пролягут транспортные потоки, где вырастут (и вырастут ли) новые микрорайоны, что там, в конце концов, с омским метро. Об этом и многом другом мы поговорили с Ильёй Бальцером, директором института территориального планирования «Град», который и будет заниматься разработкой генплана.

Про генплан и что это такое

Генеральный план – стратегический документ, отвечающий на глобальные вопросы. Границы города, улично-дорожная сеть, общественный транспорт, «социалка», школы, детские сады, больницы, инженерная инфраструктура, такая, как тепловые, газовые, электрические сети. Функциональное зонирование: крупными мазками показать, какая территория как будет развиваться. На его основе принимают правила землепользования и застройки, которые уже конкретно описывают, будет этот участок жилым или промышленным, какова максимальная этажность и так далее. Генплан делается на основе Стратегии социально-экономического развития города: она закладывает цели и задачи, а он показывает, как их реализовать.

Про улицы и пробки

У нас очень большой, рыхлый город. Территория громадная, плотность населения небольшая. Это накладывает дополнительные расходы на мэрию: чем больше площадь, тем длиннее инженерные сети, транспортные связи, тем дороже это содержать. Наши соседи, такие, как Екатеринбург и Красноярск, очень плотные, но у них так географически сложилось.

Другая проблема — транспортные оси: у нас весь город «сидит» на линии Маркса — Красный Путь — Мира, откуда бы и куда бы вы ни ехали, часть пути будет по ней. Эту ось нужно разгружать, есть несколько вариантов. Например, частично проблему решит Северный обход, он позволит жителям Нефтяников добираться, допустим, до Московки, минуя центр. Пока у нас, например, через остановку «Турист» проходит 54 маршрута общественного транспорта. По-моему, это федеральный рекорд.

 
 
 
Разгрузить ось могла бы дорога вдоль Иртыша — проект продления набережной от Ленинградского моста до Телецентра. Но это очень конфликтный вопрос: проводились опросы, омичи говорят, что им важен доступ к реке, это их самое любимое место, сердце города. И отрезать его от людей новой дорогой неправильно. Этот вопрос мы обязательно будем задавать жителям.

Про метро

Вопрос метро это, в общем, уже не вопрос. Если в 2007 году генеральный план разрабатывали с расчётом на метро, то сегодня у нас официально метро нет и не будет. Это объект федерального значения, решение о его строительстве принимает Министерство транспорта в Москве. И на сегодня по федеральной отраслевой транспортной схеме метро в Омске нет. Это важно, поскольку метрополитен напрямую влияет на транспортный каркас города: когда делают генплан, рассчитывают транспортные потоки. Кто где живёт, где работает и отдыхает, как туда добирается. Если житель 6-го микрорайона может на метро добраться в центр, какие-то улицы будут нагружены меньше, нагрузка на наземный транспорт снизится. А мы понимаем: нет, не могут. Они поедут поверху, и это обязательно нужно учесть.

Про трамвай

В вопросе легкорельсового транспорта мы будем учитывать предложения, которые делали в своё время известные эксперты — Вукан Вучик, Михаил Блинкин. Конкретные маршруты общественного транспорта генплан не описывает, но он может указать, например, по какой улице пойдёт трамвай. Будем ли пускать его по тоннелям метро? Если не ошибаюсь, то единственный мост через Иртыш, пригодный для легкорельсового транспорта, — это метромост, потому для связи берегов логично использовать его. 

Про центр

Сейчас Омск моноцентричен. Деловая, культурная, общественная жизнь сосредоточена на нескольких улицах у стрелки Иртыша и Оми, и весь город на работу, на отдых ездит сюда, создавая дополнительную нагрузку на транспортные сети. При этом уже сейчас в округах стихийно (не до конца — отчасти это было заложено предыдущими генпланами) формируются свои центры. В Нефтяниках это «Кристалл», на Левобережье — район автовокзала и так далее. Эту тенденцию нужно развивать, отводить в тех районах землю под общественно-деловую застройку, повышать количество офисных зданий, мест досуга. Массовая реконструкция скверов в округах, которая сейчас идёт, — из той же серии.

Про частный сектор

Генеральный план 2007 года предполагал, что на Северных вырастут многоэтажные дома. То был год большого оптимизма в строительстве… К сожалению, крупный инвестор тогда так и не пришёл, а вот проблемы у местных жителей появились. Им попросту запрещено реконструировать и строить дома, даже улицы мэрия не может асфальтировать — по плану там другие магистрали, так что это будет нецелевое расходование средств. Мне кажется, что в ряде случаев нужно делать там зоны строительства малоэтажных объектов. Это позволит быстрее и качественнее преобразить территорию. Не ждём, пока кто-то построит квартал многоэтажек, а даём людям возможности. Пусть кто-то возьмёт один, два, четыре участка и построит там трёхэтажный дом, благоустроит прилегающую территорию. Но целиком частный сектор оставлять тоже нельзя, вспомните про «рыхлость» города и растянутые коммуникации. Нужно по каждому месту принимать отдельное решение, с учётом мнения местных жителей, бизнеса.

Про Фёдоровку

С городским аэропортом у нас есть сложности. Росавиация в этом году может поставить на учёт подлётные зоны, их семь штук. Нужны для обеспечения безопасности полётов. Они накладывают ограничения на высотное строительство, на определённую деятельность. Например, в третьей зоне запрещено высотное строительство, а в шестой подлётной зоне вокруг аэропорта запрещено расположение объектов, массово привлекающих птиц. С Фёдоровкой масса вопросов, есть аргументы за, есть аргументы против. На текущий момент её в федеральных планах тоже нет, и региональные власти не могут самостоятельно принять решение о строительстве — это объект федерального подчинения. Необходимо решать вопрос, взаимодействуя с Минтрансом.

 
В семь подлётных зон попадает почти вся территория Омска. Вне остаётся в общем нефтезавод, поскольку над ним не проходит глиссада. А вот Нефтяники попадают полностью, Кировск тоже… Про Порт-Артур не уверен, но в остальном накрывает всех. Ограничения нужно будет прорабатывать, смотреть по каждой территории. Каким образом это повлияет на город, я пока не готов сказать.

Про омичей

Для того, чтобы построить правильную математическую модель перемещений, рассчитать количество больниц, школ, нужно знать, сколько людей фактически проживает в каждом районе. Это комплексная задача: мы берём данные паспортных столов по прописке, данные избиркомов (но они дают информацию только по взрослым, без детей), списки Минздрава по поликлиникам, данные Минобразования, они как раз показывают количество детей… Потом сводим и получаем более-менее реалистичную цифру.

Важно учитывать динамику: сейчас, и это не омская, а общероссийская проблема, начинает заводить детей поколение 90-х. Оно малочисленное, в отличие от «бума» 80-х. Это значит, что исчезнут очереди в детские сады, но одновременно нужно будет больше школ.

 
 
 
Омск не находится в вакууме. Значительная часть жителей Омского района работает в городе, многие омичи живут в районе. Необходимо учитывать местное, региональное, федеральное влияние, даже международжное. Его немного, но оно есть. Например, проект Великого шёлкового пути — как он отразится на Омске? Это мы тоже должны будем просчитать.

Про разработку

Команда проекта уже сформирована. Работать будет порядка 80 человек: 5 архитектурных групп, 2 группы инженеров, транспортный отдел, 2–3 группы специалистов по кадастру, экологи, юристы… две группы аналитиков. Определён авторский коллектив проекта, ответственные специалисты. Руководителем стала Дузенко Марина Николаевна, член союза архитекторов, главным архитектором — Стуканёва Ирина Георгиевна.

Пока работа организационная: направили первые письма-запросы, начали изучать город, собирать статистическую информацию. До конца этого года мы сдадим концепцию развития города, в ней хотим показать основные направления развития, решения. Первый формальный срок — ноябрь, мы должны сдать правила землепользования и застройки. Это техническое изменение: их необходимо привести к федеральным стандартам, поскольку Минэкономики сейчас требует унифицировать ПЗЗ по всей России. В муниципалитетах, где это не будет сделано, возникнет масса проблем как с новым строительством, так и с существующими объектами и практически каждое решение должно будет проходить судебное рассмотрение.

В феврале сдадим проект генплана, получим требования федеральных органов власти, которые тоже участвуют в согласовании генплана. Окончательный вариант разработаем к августу 2020-го, а затем на его основе — новые ПЗЗ.

 
По закону генеральный план разрабатывается на срок в 25 лет, но большие развивающиеся города корректируют его раз в пять лет, иногда чаще. Потому что ситуация меняется: научный прогресс влияет на производство, изменяются законы, демография, экономическая ситуация. Есть экономика, которая тоже не стоит на месте. Нет смысла закладывать показатели, которые никогда не будут реализованы, нужно учитывать реальную ситуацию.

Про самое главное

Мы планируем на всех этапах широкое общественное обсуждение: социологические опросы, встречи с жителями, бизнесменами. Уже запустили сайт проекта, в ближайшее время появятся интерактивная карта, групы в социальных сетях. Будем ориентироваться на то, что скажут жители города.

В градостроительстве есть два полярных мнения. Одно говорит, что архитектор – это хирург, который лечит пациента. И нечего пациенту вмешиваться в работу, от этого будет только вред. Мы считаем иначе: что жители имеют прямое право решать то, каким будет город, в котором они живут. Один из мировых трендов сейчас — миграция населения. Люди из деревень приезжают в малые города, оттуда в районные центры, дальше в мегаполисы. Идёт борьба за человеческий капитал. И, не спросив людей, в каком городе они хотят жить, мы эту борьбу проиграем.

ГРУППА ПРОЕКТА ВКОНТАКТЕ

САЙТ ПРОЕКТА

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
Гость 29 апреля 2020 | 19:13
В городе нет хозяина, все предыдущие советские (и российские) главные архитекторы Омска- бездари. Будут бесцветные коробки и такая же параша, как на Левом берегу, во всем городе. Аминь!
Показать все комментарии (еще -1)