Омск
Заразились
4656 +93
Выздоровели
2775 +44
Умерли
42 +0
Россия
Заразились
727162 +6615
Выздоровели
501061 +3615
Умерли
11335 +130
om1.ru
Генеральный директор регионального оператора Карен Егоян : «Держимся на плаву» Ровно год назад в Омской области стартовала «мусорная реформа».

Генеральный директор регионального оператора Карен Егоян : «Держимся на плаву»

1 апреля 2020, 12:20

Генеральный директор регионального оператора Карен Егоян : «Держимся на плаву»
Фото: Магнит
Ровно год назад в Омской области стартовала «мусорная реформа».

О том, что удалось сделать за это время, а также о планах на будущее журналистам рассказал генеральный директор регоператора «Магнит» Карен Егоян.

 — Карен Грачьевич, исполнился ровно год с начала «мусорной реформы» в регионе. В каком состоянии эту отрасль принял региональный оператор?

 — Омская область досталась не совсем готовой к новой системе, в первую очередь, это касалось инфраструктуры. Недостаточно было контейнеров, их и сегодня не хватает. С 1 июня 2019 года ушли с рынка по различным причинам прежние транспортные компании. Поэтому одно из наших самых важных достижений — государственная реформа отрасли обращения с отходами стартовала в регионе, и мы не сорвали ее, учитывая все сложности.

Надеемся, что в этом году будет утверждена новая территориальная схема, которая многие вопросы снимет. Ориентировочно это произойдет к июню. Нынешняя утвержденная схема существует с 2016 года, и она не совершенна, много за это время произошло изменений: появились новые контейнерные площадки в частном секторе, многоквартирных домах, юридические лица оборудуют свои площадки. Все это должно быть внесено в территориальную схему, чтобы все работало так, как и должно.

 — Что нужно сделать, исправить в первую очередь, чтобы «мусорная реформа» шла по плану?

 — Наверное, самая большая сложность у всех регоператоров, не только в Омской области — это собираемость платежей, потому что от этого показателя напрямую зависит, какими темпами будет продвигаться реформа. Это касается и физических лиц, и юридических лиц. В основном, конечно, проблема со вторыми. Недобросовестные юридические лица, которые свои отходы относят на площадки многоквартирных домов, устраивают несанкционированные свалки и существенно тормозят процесс реформирования. Регоператор по факту отходы возит со всего города, несет серьезные затраты, но не получает за это денежных средств. При этом юрлица, уклоняющиеся от работы с регоператором делают вид, что коммунальной услугой не пользуются.

К счастью, рычаги воздействия на таких «уклонистов» есть. Сегодня вся судебная система страны встала на поддержку государственной реформы отрасли ТКО и работает на укрепление позиций регоператоров. В судах многократно доказано, что юрлица обязаны платить за вывоз мусора с того момента, как в субъекте к работе приступил выбранный региональный оператор. Позиция суда бескомпромиссна в этом вопросе — сегодня нет иного законного способа утилизации ТКО, кроме как через регионального оператора. Никакие доводы, в том числе и незнание закона, не являются в суде оправданием для нарушителей экологического законодательства.

Поэтому мы активно вступаем в суды с юрлицами, направляем сначала досудебные претензии, чтобы решить вопрос миром. Предлагаем рассрочку на погашение долга, помогаем оформить учет отходов по факту, а не по нормативу. Поверьте, наказать, принудить, заставить — не это цель работы.

Одна из главных задач реформы — организовать обращение отходов в соответствии с законом, минимизировать вред от мусора на экологию и регоператор — инструмент государства для выполнения этих задач.

Если юрлица отказываются выполнять закон, идем в суд. Тогда к коммунальному долгу добавляются судебные издержки и штрафы за экологические нарушения. Штрафы, замечу, очень серьезные — до 250 тыс. рублей. Стоит ли до этого доводить?

 — В некоторых регионах регоператоры уже заговорили о возможности банкротства из-за кассовых разрывов, нужно ли омичам опасаться этого?

– Нет о банкротстве мы не говорим, держимся на плаву. Это большая заслуга наших партнеров-инвесторов, подрядчика — транспортной компании, которая входит в наше положение и выдерживает эти кассовые разрывы. Будем бороться до конца.

 — Какие на данный момент показатели по собираемости?

– Собираемость плавает от месяца к месяцу. Если, например, взять декабрь прошлого года — показатель был намного выше, потому что окончание года, все стремились закрыть финансовый год и погасить свои дебиторские задолженности. В январе, соответственно, была немного ниже. В среднем собираемость платежей от населения — порядка 65%. Но, как я уже говорил, остро стоит вопрос с юрлицами. Сейчас только 10% из них подписали с договор с регоператором.

 — Сегодня главная тема во всем мире — коронавирус. Безусловно, он ударил почти по всем видам бизнеса. Как справляетесь, отразилась ли ситуация на деятельности регоператора? Может быть, требуется поддержка от государства?

– Поддержка государства всегда нужна, не только в этом вопросе. Мы постоянно находимся в открытом диалоге с властями. Коммунальная сфера — дотационная (электричество, газ, водоснабжение), кроме отрасли обращения с ТКО. Однако сегодня мы видим примеры субсидирования отдельных регионов, и такая помощь Омской области была бы крайне необходима.

Что касается пандемии, то населению в это сложное для всех время необходимо следовать указаниям врачей и органов власти, которые направлены на улучшение эпидемиологической ситуации.

Региональный оператор продолжает работу в штатном режиме, как предприятие коммунальной сферы, ведущее непрерывную деятельность. Вопросы обеспечения санитарного благополучия в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки находятся на особом контроле. Вывоз ТКО производится по графику. Обработка отходов на сортировочном комплексе продолжается с соблюдением всех требований безопасности для сотрудников. В связи с принятыми карантинными мероприятиями мы ожидаем увеличение объемов ТКО на площадках, готовы к этому. Технические и логистические службы компании работают также в штатном режим, с потребителями перешли на дистанционное общение — по электронной почте, скайпу, телефону и др. мессенджерам.

Внутри организации, разумеется, введены соответствующие меры безопасности, есть все необходимые — антисептики, полотенца и так далее. Ежедневно с занесением в протокол специалист по охране труда проводит измерение температуры всем сотрудникам бесконтактным лазерным теплопровизором. Паники в коллективе нет. Если кому-то необходима, самоизоляция, не чиним препятствий.

 — Вы уже упомянули о проблеме стихийных свалок. Часто можно увидеть, в тех же соцсетях, фотографии таких свалок и сразу начинается недовольство — мол, куда смотрит регоператор. Кто должен бороться с такими свалками и как это делать?

– Есть определенный порядок, и он абсолютно адекватный. Если несанкционированная свалка расположена на территории частного лица, то владелец участка полностью несет ответственность за ее ликвидацию. Бесхозных участков в Омске нет, кто-то этой землей всегда владеет и соответственно несет ответственность за ее благоустройство. Мы как регоператор выявляем эти свалки и сообщаем в соответствующие инстанции. Ликвидация этих свалок за счёт средств жителей региона, на наш взгляд, неприемлема.

 — Если ситуация с многоквартирными домами в целом понятна, то в частном секторе жители часто жалуются, что контейнеры расположены далеко. Раньше у многих был «мешочный сбор» — мешки с мусором забирались приезжающими мусоровозами. Осталась ли эта система сейчас или удалось уйти от сигнального вывоза?

– В прошлом году в частном секторе были установлены санитарные площадки, город выделил на их обустройство серьезные субсидии, всего в частном секторе появилось порядка 840 санитарных установок. В этом году будет обустроено еще 300 площадок за счёт федеральных субсидий. Этими контейнерными площадками нужно пользоваться, иначе зачем их установили? Да, кому-то кажется до сих пор, что проще вынести мусор и оставить у своих ворот или дороги… Но это в корне неверно и недопустимо! Почему из-за прихоти отдельных граждан должен страдать весть частный сектор? Мы рекомендуем КТОСам проводить работу с населением и объяснять, что отходы необходимо относить на площадки, которые все же находятся в пешей доступности. Условно говоря, утром человек идет на остановку и проходит мимо контейнера — выбросил мусор. Никакой сложности в этом нет, а польза очевидна.

Действительно, раньше существовал бестарный способ, так как площадки в частном секторе в принципе отсутствовали. Сейчас дополнительно устанавливаются так называемые «ладьи» — контейнеры на 8 кубометров, мы их вывозим. Но есть улицы в Омске, где по разным причинам нет возможности поставить контейнер, мешки там до сих пор мы вывозим.

 — По плану вскоре должны начать внедрение раздельного сбора мусора в нашем регионе. Кто должен создавать эту инфраструктуру, изменится ли плата за обращение с отходами?

– Раздельный сбор отходов — то, к чему нужно стремиться, это следующий этап реформы, но об этом пока говорить рано, нужно взять на себя смелость и признать, что регион к нему не готов. Сейчас необходимо решить первый вопрос — полностью укомплектовать контейнерный парк, чтобы полноценно собирать отходы обычным способом. В прошлом году с помощью инвесторов мы закупили 12 тысяч мусорных контейнеров. Эти расходы компания полностью взяла на себя, потратила собственные средства, которые никак не вернулись и не вернутся. Регоператор просто помог региону, учитывая государственную значимость реформы, запустить этот процесс. В настоящее время таких инвестиций у компании нет. Затраты на приобретение контейнеров не включены в тариф для населения, по закону организация площадок накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления…

Но перед ними и так стоят колоссальные задачи. Власти пытаются в достаточном количестве обеспечить население контейнерами для простого сбора мусора. Людей необходимо приучить выносить мусор в контейнеры. Эта задача первостепенная сегодня, ее нужно решить! А дальше будем переходить к раздельному сбору.

Эксперименты точечные будем проводить. Обязательно. Добавлю, что сегодня ни в одном регионе нет тотального раздельного сбора отходов. Пока тоже только эксперименты, они не подразумевают изменение платы. Это скорее социальные проекты для того, чтобы понять, насколько общество морально готово разделять отходы. И надо признать, пока результаты не особо оптимистичные. Практика показывает, что даже такие отходы требуют досортировки. Кроме того, сегодня один мусоровоз забирает четыре-пять контейнеров с площадки. В случае раздельного сбора парк машин и количество контейнеров нужно увеличивать в два-три раза под каждую фракцию. Все это может привести к увеличению тарифа для населения, это, по-нашему мнению, не лучшее решение.

 — Осенью в Омске заработал первый мусоросортировочный комплекс в Кировском полигоне, насколько успешно он работает сейчас и какие планы на будущее?

– Завод работает на полную мощность — 20 тонн в час и 23 часа в сутки, один час предусмотрен на регламентный отдых оборудования и пересменку среди сотрудников. В апреле планируем выйти на получение всех необходимых документов, чтобы запустить комплекс на Ленинском полигоне.

 — Насколько переработанный мусор востребован на рынке?

– Сейчас готовим четыре тендера как раз на продажу вторсырья — картон, стекло и так далее. Будем предлагать свой товар, посмотрим какие цены предложат на рынке в Омске. В целом в мире есть

потребность в таком сырье, там, где есть заводы по переработке. В Омской области их нет, поэтому чуть позже поймем востребованность.

 — Не могу не спросить про достаточно длительные разбирательства с РЭК и ФАС по поводу тарифа и нормативов. На каком этапе эти споры сейчас и как они отразятся на потребителях?

– Регоператор исполняет все решения надзорных органов, но оставляет за собой право с ними не согласиться. Мы считаем, что катастрофическое снижение тарифа — в два раза (такого не было ни в одном регионе), вкупе с низкой собираемостью платежей, уклонением юрлиц от выполнения законодательства в части обращения с отходами негативно сказывается на темпах реализации реформы в регионе. Суд первой инстанции согласился, что снижение тарифа было произведено необоснованно. Что дальше? Время покажет.

Что касается истории с нормативами в частном секторе, то регоператор не работает по тому — как в народе говорят — «отменному нормативу». Внутренним приказом РЭК установил норматив, который был положен в основу при расчете тарифа на коммунальную услугу на текущий год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)