om1.ru
Приводит к деградации? Как современная поп-культура влияет на умы новосибирцев Некоторые считают массовую культуру искусством для глупых, другие же — способом отдохнуть. Заставляет ли такой контент людей деградировать? Почему простота и стереотипы — фундамент для построения популярных произведений? В вопросе разбиралась редактор портала Om1.ru.

Приводит к деградации? Как современная поп-культура влияет на умы новосибирцев

1 февраля 2022, 11:10
блоги

Приводит к деградации? Как современная поп-культура влияет на умы новосибирцев
Фото: Om1.ru. Концерт
Некоторые считают массовую культуру искусством для глупых, другие же — способом отдохнуть. Заставляет ли такой контент людей деградировать? Почему простота и стереотипы — фундамент для построения популярных произведений? В вопросе разбиралась редактор портала Om1.ru.

Что такое массовая культура?

Поп-культура — популярные в современном обществе произведения, которые знает практически каждый. Причём зачастую даже тот, кто не интересуется той или иной темой.

Массовому продукту присущи следующие характеристики:

  • Понятность. Неважно, сколько человеку лет, где он живёт, на каком языке говорит — он всё равно проникнется тем, что видит или слышит. Популярное произведение должно призывать к общечеловеческим эмоциям, страстям и универсальным категориям — таким, как добро и зло.
  • Доступность. В XXI веке книги перестали быть роскошью для элиты, а спектакли, перформансы, выставки, фильмы стали ориентированы на среднестатистического жителя. Посетить такие мероприятия может любой школьник. Задача автора или организатора — сделать так, чтобы даже подростку и порой ребёнку оказалось понятно, о чём речь.
  • Стереотипность. Массовая культура оперирует к современному клиповому мышлению. В темпе жизни XXI века у человека нет времени, чтобы анализировать контент и вникать в суть сложных образов. Поэтому чаще всего в поп-индустрии используют готовые шаблоны, которые прочно сидят в головах среднестатистического потребителя.
  • Продать можно всё. Сложно оценить стоимость продукта современной культуры. Порой глубокий метафизический контекст вкладывают в, казалось бы, примитивную вещь. Сделать шедевр из ничего — ещё один из девизов современности.

Яркость важнее смысла

Порой в современной поп-культуре громкое заявление исполнителя о себе оказывается в разы важнее, чем качество или эстетическая красота того, что он создаёт. Практически всегда успех связан с эпатажем, скандальными выходками. Некоторые представители этого направления завоевали популярность только благодаря яркому образу и сомнительной репутации.

Так, одна из нашумевших российских поп-див Ольга Бузова, с творчеством которой знаком практически каждый соотечественник, получила известность после участия в популярном проекте «Дом-2», у которого неоднозначная слава. На проекте будущая певица создала себе образ глупой, эмоциональной девушки, который продолжила транслировать, войдя в шоу-бизнес. Этот имидж и запомнился широкой публике, а песни с незамысловатым ритмом и поверхностным смыслом стали звучать из каждого автобуса.

Несмотря на то, что ценители музыки и те, кто предпочитает более интеллектуальный контент, осуждают Бузову, у неё нашлись и фанаты. Большая часть из них приводит в аргумент то, что подобное творчество расслабляет и позволяет отдохнуть, ни о чём не думая. А это и есть основная функция массовой культуры.

Противоречивые образы

Несмотря на стремление к простоте, в современном искусстве появляются противоречия. Массовая культура словно разделилась на два лагеря. С одной стороны, тот пласт контента, который пытается угодить зрителю, привыкшему к классической эстетике, — полуголые подтянутые тела, сексуализированные герои, яркая, идеализированная картинка, которая чаще всего появлялась в рекламе, фильмах и на страницах глянцевых журналов начала века.

Дарья Мелехова
редактор ленты новостей

С другой стороны, производители поп-контента хотят создать продукт, который угодит молодёжи с новым мировоззрением. Авторы пытаются отойти от стереотипного понимания прекрасного и обратить внимание на так называемую другую красоту. На экранах всё чаще появляются нестандартные образы — неправильные, по классическим меркам, формы лица, модели plus-size, унисекс-образы — всё это в 20-х годах XXI века перестало удивлять зрителя, особенно тех, кто родился в нулевые.

Искусство для «элиты»

На фоне понятной массовой культуры возникают её «оппоненты» — авторские фильмы, перформансы, ориентированные на ценителей искусства. В центре такого контента — философские темы, которые чаще всего обсуждают в кругу людей, близких к искусству и творчеству. Такие произведения, как правило, знакомы немногим. Часть зрителей обвиняет авторов в излишнем снобизме, намеренном отрицании того, что понятно среднестатистическому человеку. Другие же считают эти произведения настоящим искусством, в отличие от продуктов поп-культуры.

 
Однако говоря о том, что массовый контент делает потребителя глупее, стоит вспомнить классическую формулу экономики — спрос рождает предложение. Массовый контент подаётся таким образом, чтобы оказаться интересным большему количеству людей — то есть отвечает потребности общества на данный момент.

Поэтому схема работает скорее наоборот — не произведения делают человека каким-то, а зритель выбирает то, что ему хочется видеть или слышать.

Вопреки общественному мнению, массовая культура не отупляет население, а соответствует его потребностям, которые меняются благодаря прогрессу и во многом упрощению жизни. А бешеный темп, в котором вынужден существовать каждый в XXI веке, порой не оставляет времени, чтобы анализировать глубокие картины или произведения, поэтому люди отдают предпочтение лёгкому, развлекательному контенту. 

Напомним, ранее журналист портала Om1.ru Павел Пешков разобрался, почему компания Disney взялась за пересъёмку своих классических картин, а не за разработку мультфильмов по новым сценариям.

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фото: Instagram
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)