om1.ru
Автор фильма о конце света Фокин рассказал, зачем построил самый большой павильон в истории кино РФ Путешествия по коридорам памяти, диалоги с инопланетянами, конец света и создание нового человечества — всё это показал режиссёр Валерий Фокин в фантастической картине «Петрополис». На большой экран она вышла 25 октября 2022 года. Фильм продемонстрировали в новосибирском кинотеатре «Победа». Создатель рассказал порталу Om1.ru, как удалось лавировать на грани реализма и фантастики, почему лента актуальна и насколько оправдала ожидания автора.

Автор фильма о конце света Фокин рассказал, зачем построил самый большой павильон в истории кино РФ

Путешествия по коридорам памяти, диалоги с инопланетянами, конец света и создание нового человечества — всё это показал режиссёр Валерий Фокин в фантастической картине «Петрополис». На большой экран она вышла 25 октября 2022 года. Фильм продемонстрировали в новосибирском кинотеатре «Победа». Создатель рассказал порталу Om1.ru, как удалось лавировать на грани реализма и фантастики, почему лента актуальна и насколько оправдала ожидания автора.
28 октября 2022, 11:44
интервью

Автор фильма о конце света Фокин рассказал, зачем построил самый большой павильон в истории кино РФ
Фото: Om1.ru. Валерий Фокин и кадр из фильма «Петрополис»

Вы вернулись в кино после длительной работы только в театре. Почему приняли такое решение?

 — Долгое время я не находил времени на создание фильмов. Театр отнимает значительную часть жизни. Кино — это другое искусство, в которое хотелось вернуться. Тянуло.

Как вам пришла идея «Петрополиса»?

 — После постановки «Сегодня 2016» по повести моего сына Кирилла Фокина, которую показываем до сих пор. Спектакль прошёл в разных странах, представили его на Международной театральной олимпиаде в Японии. Зрители остро реагировали на темы, заложенный смысл.

Позже мы заметили, что обратная связь от зрителей не менялась в 2017, 2018, 2019 году. Пришло в голову, что проблемы остаются важными для аудитории. Решили актуализировать историю, изменив её для кино.

Валерий Фокин

В фильме показаны конец света, проблема противостояния народов. Вы начали съёмки в 2019 году, но кажется, будто предсказали события, произошедшие через пару лет. Как вам это удалось?

 — На уровне ощущения, предчувствия. В искусстве такое часто происходит. Так, восемь лет назад в Александрийском театре показали спектакль «Швейк. Возвращение» по мотивам всемирно известного сатирического романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Герой произведения возвращается в Россию спустя 100 лет и видит, что ничего не изменилось. Оказалось злободневно. Некоторые зрители остались недовольны, что в произведении мало смешного. Один человек вышел из зала, громко хлопнув дверью. Собственность театра, конечно, жалко, но реакция хорошая. Он не просто равнодушно покинул помещение, его задела постановка.

Но, хочу заметить, что сейчас никто не сделает замечание, что в пьесе мало смешного. Контекст времени расставил другие акценты.

Все персонажи говорят на разных языках, главный герой — только на русском. Но они друг друга понимают. В чём замысел такой подачи?

 — Протагонист — русский. Его должны понимать все собеседники. Плюс картина отражает мировоззрение, присущее всем в мире. Основные качества людей — высокомерие, амбициозность — ими обладают все на Земле. Чтобы показать, что у разных народов много общего, в фильме они могут взаимодействовать, не зная языка друг друга.

Кадры со съёмок картины

По каким критериям в картине инопланетяне выбрали главного героя новым Адамом?

 — Они видели будущее за теми, кто готов открываться, объединяться с миром. Главный герой искренне пытается понять другой разум, вникнуть, он не настроен враждебно. Именно таким они видели нового создателя человеческого рода.

При создании фильма по мотивам произведения Кирилла Фокина насколько пришлось ломать историю?

 — Конечно, переделали практически всё. Остались темы, смыслы, изменились локации, подход. Построили самый большой павильон в истории российского кино. Его площадь составила 7,5 тысяч метров. Он расположен на бывшем заводе в Москве, который планируют снести.

С сыном я работал как с автором. Иногда спорили, он не всегда оказывался согласен, я — тоже. Но приходили к консенсусу. Кирилл вырос в театральной семье и понимает, что книга, спектакль и фильм — три разных произведения. Нужно адаптировать историю под каждое отдельно.

Выставка кадров из фильма

Вы построили самые большие декорации в истории современного российского кино. Это художественный замысел или были какие-то технические ограничения в процессе работы?

 — Пандемия наложила ограничения. Мы хотели снимать в Японии, США, на местах. Тогда локации были бы другие, фильм бы изменился.

Начался коронавирус, и я встал перед выбором: остановить съёмки или продолжать несмотря ни на что. Выбрал второй вариант. Собрались, решились на радикальные меры — построить павильон на заброшенном заводе.

Декорации сделаны как несколько комнат. Главный герой идёт по коридору и заходит в помещения со своими воспоминаниями, путешествует по собственной жизни.

Размеры павильона дали возможность свободно передвигаться. Полностью отстроили даже 2-этажный дом в Майами.

Валерий Фокин раздаёт автографы

А сколько процентов компьютерной графики в фильме?

 — Там достаточно много нарисовано. Но в этом вопросе у меня возникала сложность с дизайнерами. Они делали реалистичную графику, а моя задумка заключалась в том, чтобы было видно, что это происходит не на самом деле, ведь когда мы вспоминаем, мы не восстанавливаем кадры из прошлого досконально, они отражаются в голове не так, как в реальности.

В итоге дизайнеры уходили в другую крайность — рисовали статичные пальмы, которые даже от ветра не шевелятся. Мне порой казалось, что они издевались.

Две локации всё же удалось снять на месте — берег Финского залива и финальные кадры Санкт-Петербурга — Дворцовую площадь.

Выставка кадров из фильма

С технической точки зрения насколько было сложно работать? Пришлось изучать что-то новое?

 — Особо нет, но мне было приятно наблюдать за изменениями, которые произошли в кинопроизводстве. Люди тоже другие. Возможно, мне повезло с командой. Всё прошло чётко, ребята собранные. Я часто волновался, что не успеем, на что мне говорили: «В кино невозможно опоздать». Я возражал, что снег может растаять. Мне на это сказали, что можно привести белый песок. Непривычно.

Фантастика чаще всего рассчитана на массового зрителя. Какая аудитория у «Петрополиса»?

 — Разумеется, будут те, которые не поймут. Картина совершенно особенная с точки зрения смысла, подачи. Она рассчитана на тех, кто хочет подумать, осмыслить то, что видит.

Но есть и доля развлекательности. Она в целом увеличилась в искусстве за последние годы. Люди не могут постоянно находиться в напряжении. Но мои произведения всё же больше про глубину, анализ, чем про веселье.

Выставка кадров из фильма

Довольны ли вы картиной? На сколько процентов исполнили всё, что планировали?

Сложно ответить на этот вопрос. В моей карьере можно насчитать 8–10 спектаклей, где я однозначно скажу: «Да, доволен».

Я считаю, на 100% нравиться работа не может. Главная задача — максимально сократить разрыв между тем, что хотел видеть и что получилось. Всегда, когда смотрю свои произведения, обращаю внимание, что не всё так, как хотелось. Но зрители, конечно, этого не замечают.

Если окунуться в ваше детство, то помните, как решили стать режиссёром?

 — В детстве я был бунтарём. Бросил художественную школу, больше интересовали игры на улице. В 17 лет получил условный срок. Это послужило толчком. Что-то во мне перевернулось. Я изменился на глазах — стал чаще сидеть дома, что-то изучал. Близкие не понимали, что происходит. Потом за короткое время подготовился и поступил на режиссёрский факультет. Внутри что-то будто переключилось.

Напомним, российская актриса сыграла девушку из криминального района в новом сериале.

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фото: Om1.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter