Эксперт из СибАДИ рассказал, как эффективнее ремонтировать в Омске дороги

Строитель, профессор и член общественного совета по контролю над дорожным ремонтом Александр Лыткин, чей стаж исчисляется 47 годами, неустанно рассказывает о технологиях, которые могут улучшить качество ремонта дорог, чтобы те не просто пережили весну, но и отслужили десяток лет, а также могут помочь сэкономить средства без ущерба результату. Главное — рационально выбирать технологию ремонта.

Холодный ресайклинг

— Там, где есть возможность и необходимость, надо применять не традиционную технологию, где мы фрезеруем просто покрытие, а, предположим, разбита дорога серьезно, нужно использовать холодный ресайклинг. Тогда мы уйдем вообще от отраженных трещин. То есть разрушается старое покрытие, превращается в асфальтовый гранулят, вводится вяжущая добавка, цементная суспензия, затем превращается в монолит и укладывается новый асфальт на «новое» основание. Комплексный подход увеличивает долговечность, и в перспективе не будем иметь трещин.

По этой технологии в 2016 году отремонтировали Красноярский тракт и Окружную дорогу между улицей 10 лет Октября и Космическим проспектом. В асфальтогранулобетон было превращено около 37 тысяч м2. Особенность этих объектов еще и в том, что эти места ежегодно подтапливает. На Красноярском тракте в прошлом году даже стояли с удочкой.

Термопрофилирование

— Там, где покрытие в относительно хорошем состоянии, можно обойтись технологией горячего ресайклинга — термопрофилированием. Идет комплекс машин, ведущая машина является ремиксером. То есть разогревает старый асфальт и за один проход выполняет перемешивание разогретого асфальта. При необходимости добавляется битум или свежий асфальт, чтобы улучшить качество старого асфальта. Эта же машина делает профилирование — создает поперченные уклоны — и по горячему укладывается новый слой покрытия. Без пролива битума или битумной эмульсии, пока слой горячий. Таким способом разогревается 4–6 см покрытия, и ликвидируются так называемые трещины. Вероятность появления отраженных трещин снижается, а самое главное — укладывается новый асфальт с использованием старого, расход нового материала значительно уменьшается.

Эта технология для Омска по большому счету нова. Но эксперты уверены, хотя есть энергозатраты на разогрев, тем не менее это позволяет экономить без ущерба качеству до 30% средств при условии, что вышележащий слой будет укладываться по горячему. Как считает эксперт, «и сцепление идеальное получается, и эффект соответствующий».

Дороги и половодье

— Из моего опыта работы в мэрии уверен, что, конечно, без недовольных не обойдется. Но по большому счету работа уже ведется по подготовке к паводку. Локальные проблемы, наверное, будут. Например, озеро Чередовое, Амурский поселок, Старый Кировск теперь. Все зависит и от погодных условий. Если весна будет затяжная и снег вымерзнет, то не так. А если будет резкое потепление и активное таяние снега, тогда проблема усугубится. Улица Нефтезаводская, к примеру. Здесь снег вывезен не везде, хотя она содержится по 1 виду уборки — с постоянной полной вывозкой.

Летом 2016 года эксперт заверил, что весну с ее паводком отремонтированные дороги переживут, равно как и гарантийные четыре года. Но не менее важно добиться увеличения межремонтных сроков, то есть периодов между капитальными ремонтами. Как правило, они должны быть минимум 10 лет, а чтобы этот срок стал больше, надо улучшать и технологии, и качество материалов, в том числе битума.

Борьба с трещинами

— Ничего страшного в появлении трещин нет. Страшно будет, если на них не будут обращать внимания, пока они в овраги превратятся. Например, улица Березовая, где ровность уже пострадала от них. Если бы дорога эксплуатировалась нормально, проливали трещины своевременно, тогда бы и меньше отраженных трещин было после капремонта. По большому счету, если думать о долговечности, нужно заблаговременно правильно выбирать технологию ремонта. Если говорить о классической технологии, должны были заложить в смету раскрытие трещин на старых покрытиях, их санацию, использовать геотекстильные материалы, георешетку заложить. Есть разные способы, как уменьшить количество трещин. Этого в смете не было. Когда дороги были в таком состоянии, надо было выбирать и привести их в проезжее состояние.

У старого асфальта, который перекрывали, совершенно другая жесткость и линейный коэффициент температурного расширения. Нижележащий слой расширяется по одним законам, вышележащий — по другим. На контакте возникает напряжение. Верхний слой еще бы послужил, ему рано трескаться, но трещина спровоцирована нижним слоем. По технологии нужно раскрывать трещины старого покрытия, заливать трещины мастикой, укреплять текстильным материалом или решеткой, но это требует времени и серьезных затрат, в частности финансовых. Но денег у заказчика не было, решили обойтись традиционной технологией. Не мы здесь первые, не мы последние. Как правило, это сплошь и рядом делается. Надеюсь, появившиеся трещины польют хотя бы битумом.

О том, как иначе можно ремонтировать дороги, а не традиционным фрезерованием, Лыткин говорил уже не раз и не скрывает, что таким образом хочет донести взгляд посвежее до чиновников и дорожников. В результате мэр Вячеслав Двораковский уже высказал предположение или же надежду: не исключено, что во время ремонта дорог 2017 года будут использоваться более современные технологии.
Ирина Любых
корреспондент
10 марта 2017, 08:00