Сейчас экзамен на получение водительских прав состоит из трёх этапов — теория, площадка и город. Однако было принято решение исключить площадку. По новому регламенту будущие водители будут сдавать теоретический экзамен, а затем демонстрировать навыки вождения в реальной дорожной обстановке, в том числе показывать то, что раньше проверяли на площадке. Это остановка и начало движения на подъёме, манёвры в ограниченном пространстве, движение и маневрирование задним ходом, торможение (включая экстренное) и остановка на различных скоростях, а также парковка.
«Мы считаем, что задача Госавтоинспекции в данном случае — оценить возможности кандидата в водители управлять транспортным средством в реальных условиях. «Площадка» занимает очень много времени, в том числе служебного времени сотрудников ГИБДД», — объяснил замначальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин «Интерфакс».
При этом маршруты с заранее определенной последовательностью поворотов и разворотов будут исключены.
Для мотоциклов практический экзамен сохраняется в нынешнем варианте.
Om1.ru пообщался с директором автошколы «Перекрёсток» Игорем Семакиным, который признал — сдавать экзамен будет сложнее. Он отмечает, что экзамен на площадке, скорее всего, будет объединён с вождением по городу, а значит при ошибке придётся пересдавать оба этапа.
«Раньше кандидат в водители мог сдать «площадку», показать свои первоначальные навыки управления автомобилем и, допустим, не сдать вождение в городе. Тогда на следующем экзамене он пересдавал только один экзамен — вождение в городе. А сейчас, если совершил ошибку в городе, то на пересдаче будущий водитель повторно должен показать первоначальные навыки управления на площадке и сдать экзамен в городе».
По мнению руководителя автошколы, первоначальные навыки будущие водители будут сдавать на «площадке», а потом сразу выезжать в город. Однако есть одна проблема. Она связана с тем, что со стороны логистики проведение такого экзамена становится сложнее и затраты значительно увеличиваются. Плюс, если будущий водитель не сдал с первого раза, он должен пересдавать два этапа, грубо говоря, сразу. Поэтому очереди на экзамен, скорее всего, увеличатся.
Игорь Семакин считает, что программа подготовки и порядок сдачи экзаменов в автошколах уже давно требуют определенных изменений. Эти изменения постоянно происходят, но, как правило, без учёта мнения профессионального сообщества. Ожидать улучшений в реальности не стоит, потому что количество практических часов вождения не меняется, а то, каким образом происходит освоение программы внутри этого количества часов, так или иначе, каждая автошкола определяет самостоятельно.
С 17 до 15 сокращают число ошибок, из-за которых было возможно автоматическое прекращение экзамена. Среди новых «фатальных ошибок» — не пристёгнутый ремень во время управления автомобилем и использование телефона (другого средства связи).
Помимо этого теперь разрешено во время практического экзамена находиться в машине независимым наблюдателям.
Если водитель сдает экзамены на категорию, для которой требуется сдать и теорию, и практику, то успешный результат теории действителен в течение 6 месяцев. В течение этого срока нужно успеть сдать практическую часть.
Если водитель не смог сдать теорию, то повторная попытка возможна не раньше, чем через 7 дней, и не позже, чем через 30 дней. Если водитель 3 раза не сдал теорию, то повторная попытка возможна не раньше, чем через 1 месяц, и не позже, чем через 3 месяца.
Если водитель не смог сдать практику, то повторная попытка возможна не раньше, чем через 7 дней, и не позже, чем через 60 дней. Если водитель 3 раза не сдал практику, то повторная попытка возможна не раньше, чем через 1 месяц, и не позже, чем через 3 месяца.
С 1 апреля 2021 года использование средств видеосвязи предусматривается как в теоретической, так и в практической части. Во время теоретического этапа на видео будет фиксироваться весь экзамен. На практике с помощью средств видеофиксации проверят личность кандидата. Экзаменатор должен озвучить фамилию, имя, отчество экзаменуемого. Как и в старом регламенте, сохранилась проверка документов, удостоверяющих личность кандидата.
В теоретической части также планировались изменения. Госавтоинспекция хотела увеличить число вопросов и изменить порядок приёма испытания, но позднее сообщили, что теоретическая часть экзамена останется неизменной. Однако окончательное решение ещё не принято.
По словам Игоря Семакина, автошколы уходят от стандартных комплектов билетов: «На экзамене кандидату в водители предоставляется экзаменационный билет из 20 вопросов, а всего экзаменационных вопросов 800 – они [билеты] известны. Все прорешиваются на этапе изучения теории. Предполагается, что вот этих стандартных вопросов в таком количестве больше не будет. Их, во-первых, будет больше, а во-вторых, они будут совершенно разнообразные».
Однако в автошколе не опасаются, что это усложнит жизнь кандидатам в водители.
«По большому счёту призывы автошкол поторопиться с получением водительского удостоверения, которые звучали в конце года и сейчас звучат, они вполне обоснованы. Но в целом, так как книжка ПДД тоненькая и не такая уж сложная, – ученики, которые ответственно подходят к этапу получения знаний и стараются именно понимать правила дорожного движения, вполне успешно сдают экзамен и в дальнейшем будут успешно сдавать. Тот, кто не хочет разобраться или просто не хочет учиться, у него будут сложности. Абсолютное большинство людей экзамен по теории сдаёт с первого раза».
Новый регламент даёт возможность получить права несовершеннолетним. Для этого необходимо согласие одного из законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей).
Официальных разъяснений на этот счёт нет, однако эксперт предполагает, что все кандидаты будут сдавать экзамен по-новому. Будущим водителям рекомендуют обращаться в проверенные автошколы, которые при появлении дополнительной информации проведут для учеников дополнительные консультации и занятия, а в программу подготовки оперативно внесут изменения.
По словам Игоря Семкина, к периодическим изменениям автошколы уже привыкли — в ПДД постоянно вносятся незначительные изменения, поэтому приходится оперативно и быстро реагировать.
Ранее портал Om1.ru рассказывал, какие перемены в жизни автовладельцев произойдут в этом году.
Подписывайтесь прямо сейчас на нас в Telegram.