Более половины детей в России (52 %) сталкиваются с травлей и издевательствами в школах. Причины разные: социальный статус семьи, лишний вес, внешние особенности, даже болезни и цвет волос.
Подростки и дети помладше зачастую боятся проявлять слабость, поэтому узнать о том, что над ребёнком издеваются, иногда довольно сложно.
Начнём с того, что буллинг — очень распространённое явление во всём мире. Он встречается во многих сферах, но именно школьная травля приводит к тяжёлым последствиям, дальнейшим психологическим проблемам и даже к суициду.
|
---|
Физическую травлю зачастую легче выявить, нежели психологическую, но случаев последней намного больше. Дети не рассказывают учителям и родителям о том, что происходит в классах, боясь получить выговор или обесценивание своих переживаний. Причём буллинг влияет не только на жертву, но и на тех, кто её травит, и даже на бездействующих свидетелей. Иногда жертва буллинга может мстить своим обидчикам, одноклассникам и учителям, которые ничего не предприняли.
Буллинг — это не обычный конфликт между детьми. Обычно простые ссоры приводят либо к словесным перепалкам, либо к драке, что является просто плохим поведением и всплеском эмоций. Драки — это тоже плохо, но травля заключается в другом.
Отличает обычный конфликт от буллинга то, что последнее — систематичное явление. Над жертвами издеваются, бьют, обзывают, домогаются, портят их вещи и делают изгоями. И это продолжается месяцами, иногда годами.
Агрессор в таких ситуациях сильнее физически и морально. Это могут быть лидеры в классе, спортсмены, которые издеваются над тихим отличником, или обеспеченные дети, которые травят сверстников из бедной семьи.
Своей историей с нами поделилась ученица одной из школ Омской области. Сейчас девушка уже выпустилась и обучается в университете, однако события тех дней всё еще помнит.
Анастасия рассказывает, что дело было в седьмом классе, тогда она имела лишний вес. Именно полнота девушки стала поводом для насмешек.
«Называли меня жирной, жирухой, толстухой. Пончик — это самое безобидное обзывательство. Я, конечно, давала отпор поначалу, но потом поняла, что это бесполезно, лучше просто не реагировать», — рассказывает Настя.
Ситуация обострилась, когда девушка поругалась со своими тогда ещё подругами. До ссоры они втроём были в классе своеобразными лидерами, но потом со стороны подруг начались насмешки, а поскольку их было двое, они смогли настроить весь класс против Насти.
«Я заходила в класс, и на меня со всех сторон сыпались оскорбления. Естественно, я тоже пыталась как-то сострить, уколоть больнее, но потом в какой-то момент я не выдержала — просто пришла домой и разрыдалась. Мама это увидела и говорит: «Я пойду разбираться. Так быть не должно». Мне, если честно, не хотелось, чтобы она шла разбираться, я думала, что сама как-то справлюсь, само всё уляжется. Но мама в итоге пришла, поговорила и это всё поутихло», — вспоминает девушка.
Настя также рассказывает, что, кроме одноклассников, гнобили её и старшие ребята — за компанию.
Учителя же, по словам девушки, никакой напряжённости в классе не замечали. Обычно все издевательства происходили на переменах, в отсутствие педагогов.
Мы решили узнать мнение преподавателя о ситуации с травлей в школах и методах борьбы с ней.
Кроме того, учитель считает, что весь класс обычно не принимает участия в травле одного ребёнка. Чаще всего это именно небольшая группировка, которая имеет влияние в детском коллективе. Педагог считает, что пресечь буллинг можно только одним способом — повлиять на лидера этой группировки. Методы влияния всегда разные, все дети индивидуальны, единой системы в этом плане нет.
Настроение в классе, среди друзей и сверстников сильно влияет на поведение и восприятие детей. Зачастую родителей не слишком интересуют дела их ребёнка в школе, помимо учёбы. А ведь школьники могут и хотят многое рассказать своим мамам и папам, но, получая в ответ постоянное игнорирование или ещё хуже, осуждение и нравоучения, закрываются от них, замыкаются в себе. И в дальнейшем на вопрос: «Как дела?» — просто отвечают: «Нормально».
Хотя, возможно, на самом деле нормального тут нет. Ребенка могут избивать, отнимать деньги и унижать не только сверстники, но и учителя.
Как понять, что у ваших детей появились проблемы, связанные с травлей?
Психологи выделяют несколько признаков, по которым можно определить жертву буллинга:
Как помочь?
Постарайтесь не давить на ребёнка. Если вы систематически замечаете признаки издевательств, попробуйте начать разговор сами. Начните с простого вопроса о его делах, если он неохотно идёт на контакт, пообещайте, что вы не будете ругать его или злиться. Скажите, что вы обратили внимание на то, что он с неохотой идёт в школу и возвращается нервный, обратите внимание на его состояние, но не агрессивно и с претензией, а участливо. Покажите, что вы действительно интересуетесь жизнью вашего ребёнка и готовы ему помочь.
Не стоит пренебрегать разговорами с учителями и родителями одноклассников, особенно с родителями агрессоров. Разговор с детьми, которые издеваются над другими, тоже стоит провести, опять же не в агрессивной форме.
Не пренебрегайте психологической помощью. Школьный психолог или частный специалист поможет ребёнку перебороть травму и в дальнейшем ему будет проще справиться с подобными ситуациями.
Не учите ребёнка реагировать агрессией на агрессию!
Фото: pixabay.com, архив портала Om1.ru