Гостем студии подкаста Om1 Омск стала депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Оксана Фадина. С ведущей Ланой Некрасовой обсудили важные законодательные инициативы: что предпринять, чтобы снизить риск нападения животных на людей, как облегчить сиротам процесс получения жилья, чем и как занять школьников, которые не смогли сдать выпускные экзамены? А ещё поговорили о том, чем прекрасна Омская область, и почему молодёжь всё больше стремится остаться в родном регионе. Об этом и многом другом в нашем подкасте.
Лана Некрасова: Тяжело лоббировать интересы региона на федеральном уровне?
Оксана Фадина: Слово «тяжело» — это такое очень субъективное понятие. У меня не было ситуации, когда кто-то в федеральном министерстве не отреагировал на запрос встречи, обсуждения. Это общая установка. С депутатами Государственной Думы весьма активно работают, мы просто связываемся с помощниками, говорим о необходимости встречи, объясняем суть вопроса и оперативно находится возможность для встречи.
— Сталкиваетесь с препятствиями? Или всегда удаётся убеждать?
— Невозможно быть специалистом во всех областях. Есть вещи, в которых мы постоянно учимся. Одно из главных качеств депутата — постоянно самосовершенствоваться в плане изучения законодательства, учиться этому. У нас есть в Государственной Думе разделение на 32 комитета. Они профильно разделены, исходя из отраслевой принадлежности. В частности, у меня Комитет по региональной политике и вопросам местного самоуправления. Возвращаясь к вашему вопросу: слышат всегда, но в рамках диалога можно прийти к пониманию, что законодательно менять ту или иную ситуацию не требуется, просто нужно на исполнительном уровне докрутить. Мы очень активны в изучении региональной практики. Есть нормы законодательства, которые дают права субъекту. А что это значит «дают права субъекту»? Это значит, что субъект может сам регулировать, разрабатывать свой свод нормативно-правовых актов, определять правила в той или иной территории. Как, например, сейчас в рабочей группе по защите граждан от нападения животных мы смотрим, как усовершенствовать механизмы.
Например, такая статья: «Требования к содержанию домашних животных». Там в статье 13 пункт 8 говорит о том, что субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать дополнительные требования к правилам содержания домашних животных. Всё. Я смотрю региональную практику. Некоторые регионы ушли очень далеко вперёд, преуспели в этом отношении, потому что эти дополнительные требования они расширяют. Граждане на территории региона понимают, как выстраивать свой порядок действий при обращении с домашними животными.
— Вот вы уже сказали про домашних животных, а что делать с бездомными? Что в этом направлении делается сейчас, какие законопроекты принимаются?
— Да, у нас на территории страны были в разных регионах трагические случаи. Нужно разобраться, каких полномочий не хватает регионам, а какие нормы права нужно установить на федеральном уровне, если здесь возникли пробелы. Была создана рабочая группа, мы подготовили и внесли 8 законопроектов. Я считаю, здесь нужно разобраться с моделью именно содержания домашних животных, контроля за ними, ответственности владельцев домашних животных. Если задаваться вопросом: «Откуда берутся безнадзорные животные?»…
— …безалаберность наших граждан.
— Совершенно верно. Я немножко отвлекусь, расскажу вам историю. В своё время оказалась в Горьковском районе на базе отдыха, это было много лет назад. И под ноги мне бросилась кошечка, такая хорошенькая, но прямо больная. Я проходила с ней весь вечер на руках. На следующий день я задала вопрос персоналу: «Наверное, чья-то?». По ней видно было, она породистая. Мне ответили, что на базу приезжали из Омска отдыхать, и здесь её бросили. Но мне хотелось её спасти. Я её забрала.
— Я теперь понимаю, почему вам этот закон настолько близок.
— Мне этот закон близок со времен работы в мэрии, поскольку тема для меня не просто формально-профессиональная, а в какой-то степени, наверное, выстраданная. Я способна и к состраданию, и к отзывчивости. Вот это мне не чуждо. Столько трагичных случаев по стране. Ну как можно оставаться безучастным к этой ситуации? А тем более, если ты депутат и в твоих полномочиях что-то изменить, я считаю, что ты просто обязан подключаться к этой теме и заниматься! Как минимум, вникнуть, разобраться: чего не хватает, что мы можем сделать на уровне исполнительной региональной власти, а что мы обязаны сделать на федеральном уровне для того, чтобы это законодательство совершенствовать. Поэтому вот я в этой рабочей группе.
— Активно обсуждают моменты, касающиеся детей-сирот. Не все, к сожалению, сейчас ещё дети-сироты могут получать сертификаты на жильё, они не могут доказать уровень дохода. Что предпринимается сейчас, и как вы эту инициативу отстаиваете?
— Для меня эта социальная тема оказалась абсолютно новой в статусе депутата. Не так давно ко мне массово стали обращаться дети-сироты. Это девушки, которые находятся в декретном отпуске. И при этом они не получили жильё, которое государство им должно обеспечить. Есть омская региональная норма о предоставлении жилищного сертификата, в 2023 году появилась новая норма в федеральном законодательстве о возможности предоставления жилищного сертификата. Девушки стали получать отказы при обращении в соответствующие органы. Я начала разбираться с этой для себя новой нормой. При подаче документов нужно подтвердить доход. Размер дохода на каждого члена семьи должен быть не ниже прожиточного минимума, который устанавливается в каждом конкретном регионе. А дальше метод нехитрых исчислений. Если взять прожиточный минимум Омской области, посчитать на среднестатистическую семью с одним ребёнком, с двумя детьми, возникает закономерный вопрос: откуда женщина в декрете должна обеспечить себе такой доход, чтобы он соответствовал формуле. Это меня очень удивило. И я стала работать с регионами.
— Это не только в Омской области такое?
— Как выяснилось, это не только в Омской области. И вот коллективом соавторов был внесён законопроект, которым чётко определяется, что в совокупный доход заявительницы, которая относится к категории дети-сироты, добавляется доход супруга. На минуточку, раньше на всех членов семьи, коим является и супруг, делился только доход заявительницы. Обращаюсь к девчатам, которые относятся к категории сироты: находясь в декрете, вы подали пакет документов на получение жилищного сертификата и не могли его получить, поскольку заявления все время отклонялись. Основанием для отклонения было то, что у девушек недостаточно дохода. Дохода у них было недостаточно именно потому, что учитывался только её доход. Сейчас законодательная норма, которая будет принята в ближайшее время, позволит учитывать доход не только свой, но и доход супруга. И в сравнении с прожиточным минимумом, с тем требованием, которому мы должны удовлетворять, ситуация изменится.
— Ещё одна немаловажная тема: в стране обсуждается порядок сдачи девятиклассниками экзаменов. И даже если выпускник не сдал экзамен, всё равно есть шанс поступить в какое-то профильное учебное заведение. Что это за инициатива, почему всё-таки дают этот шанс таким ребятам?
— Давайте начнём с практики. Нельзя исключать ситуацию, когда ребёнок, окончив 9 класс, по каким-то причинам не смог сдать ОГЭ. Дальше государство предоставляет ему следующие возможности. Он имеет две попытки сдать экзамен летом. Третья попытка ему предоставляется осенью. И если он и эту попытку не реализовал, не получилось, то аттестат, к сожалению, ему не предоставляется. Сейчас такая ситуация. Что происходит дальше? Если он не получил аттестат по итогам 9 класса, он не может продолжить обучение в 10 классе. Соответственно, он будет ждать ещё год, если хочет продолжить обучение. Что происходит с ребёнком в течение этого периода? Где он? Он может заниматься чем угодно. Безусловно, родители, которые несут ответственность за своего ребёнка, сами принимают решение. Может быть, он будет дома заниматься какими-то домашними делами. Может быть, он, наоборот, будет предоставлен сам себе, что тоже нельзя исключать. К сожалению, разные бывают ситуации, по-разному в семье к этому относятся. Законодательная норма на текущий момент предлагает регионам, она даёт право, это не обязательство, такой порядок: дети смогут получить профессиональные знания на базе промышленных предприятий. Наши технические училища получат возможность работать с такими детьми. На сегодняшний день ребёнок не может поступить в колледж, если он не получил аттестат.
— Правильно понимаю: ребёнок идёт, например, на шинный завод, год получает опыт, знания?
— Он не совсем идёт на шинный завод в штат, он будет взаимодействовать с профессиональным училищем, а по договорённости он может проходить производственную практику, он будет получать рабочую профессию.
— Родители спокойны, ребёнок пристроен. Сегодня много говорят о развитии сельских территорий. Что делается в этом направлении? Есть ли у регионов шансы увеличить федеральное финансирование?
— Здесь хочется рассказать о работе нашей партии «Единая Россия». В 2021 году, когда формировался восьмой созыв, и, собственно, я шла со своей избирательной кампанией и своей избирательной программой, все предложения, которые были от людей, мы сгруппировали, отдали в Высший политический совет. И вот всё это было проработано и превратилось в Народную программу. Мы по этой Народной программе весь восьмой созыв работаем. В народной программе есть разные направления: от социального блока до производственного, касающегося вопросов благоустройства, капитального ремонта, строительства. И на примере Омской области хочу показать, что происходит сегодня на селе. Во-первых, стоит остановиться на направлении модернизации первичного звена здравоохранения. Посмотрите, сколько у нас в районах, не в районных центрах, подчеркну, а именно в сёлах, в деревнях появляется ФАПов. С недавнего времени у нас стали появляться и модульные отделения почты.
— Какие ваши проекты по развитию сельских территорий наиболее любимые?
— Мой проект, которым я горжусь, всё-таки находится в городе Омске. Это уже в статусе депутата — строительство школы в микрорайоне Кузьминки. Это была целая борьба за федеральное финансирование. И было очень интересно в рамках этой борьбы. Прямо профессионально интересно.
А что касается районов Омской области, то меня сейчас приятно радует, сколько всего делается для восстановления Усть-Ишимского района после паводка там. Во всех четырёх населённых пунктах района идёт установка фельдшерских, акушерских пунктов. Виталий Павлович Хоценко выделил финансирование на капитальный ремонт школ, которые подтопило. В рамках федеральной программы идёт капитальный ремонт школы в самом Усть-Ишиме. Очень масштабная работа идёт по ремонту дороги Тара — Тевриз –Усть-Ишим. Это, пожалуй, одна из самых напряжённых транспортных веток из-за качества дорожного покрытия. Сейчас там будет очень хорошая дорога. Останутся, конечно, ещё с дорогами заделы, но, я думаю, что жители Омской области согласятся с тем, что ситуация с 2017 года в регионе с дорогами качественным образом меняется.
— Очень много раньше из Омска уезжало молодёжи. Сейчас ситуация меняется, я часто слышу от ребят, что покидать Омск они не собираются, Омск — лучший город на земле. Что изменилось, что ещё будет меняться, чтобы вы улучшили, чтобы молодёжь точно оставалась здесь и, как говорится, где родился, там пригодился?
— Невозможно каким-то разовым мероприятием изменить впечатление о той территории, где ты живёшь, привязать на длительную перспективу свои жизненные планы и планы развития территории. Это длительная, скрупулёзная, последовательная работа. И я считаю, что с того времени, как президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин инициировал национальные проекты, которые начали свою реализацию с 2018 года, начались масштабные программы благоустройства, ремонта дорог, школ, детских садов. Идёт поступательная работа. С течением времени происходит изменение сознания каждого: этой территории уделяется внимание, власть преемственно продолжает направления, связанные с улучшением качества жизни территории.
Конечно, очень важны ещё социально-культурные мероприятия, которые в последнее время у нас в регионе масштабно происходят, начиная от приезда федеральных спикеров и заканчивая общественными культурно-массовыми мероприятиями, праздниками, событиями. Молодёжь видит, что её интересы в этой повестке региона существенным образом учитываются, что они являются приоритетными. Потом система досуга, вообще инфраструктура досуга, посмотрите, как меняется. У нас появились гостиницы, у нас появляются очень комфортные места общественного пребывания людей. Замечательный проект «Вокруг света», я не могу про него не сказать. Потому что это тот проект, который совместным образом был, так сказать, взращён. Он был, не скрою, волнительный: получится или нет? Очень хотелось порадовать омичей!
— Точка притяжения такая.
— Я с удовольствием с дочерью хожу туда. Мне приятно, что продолжили работу в этом направлении, парк «Зелёный остров» благоустраивается. Вот всё это формирует устойчивое мнение у людей, что территория меняется, она улучшается, что власть что-то делает, как обычно это говорят. А власть это делает для людей. И поэтому вот это настроение «соберу чемодан и поеду, куда глаза глядят» стало угасать.
— У вас какое любимое место в Омске или место, которое вы хотели бы преобразить?
— Я вам шуточно отвечу: я стала очень любить омский аэропорт. Я очень люблю возвращаться домой. Мне вообще в Омске хорошо, правда. Для меня точками притяжения являются и сам город, и районы. Я, правда, люблю своё место. Я очень люблю ездить в Большереченский район и по работе, и с дочерью. Я считаю, что нужно привязывать к корням. И даже если она не родилась в Большереченском районе, мой род оттуда. Мне нравятся леса. Вообще северная лесостепь мне очень нравится. Шикарный Муромцевский район. Потрясающий лес в Большеуковском районе, Усть-Ишим, Тевриз. Стоишь на берегу Иртыша, смотришь на противоположный берег и понимаешь, что ты больше ни о чём не думаешь. Ты просто созерцаешь эту красоту, эту фундаментальную вечность. Это очень красиво. Мне даёт это силы вместо тех небоскрёбов, которые я вижу в столице. Столица — это работа, это интересы области, которые я представляю, это чаяния жителей, которые доверились мне. А вот когда я приезжаю в омский аэропорт, я так рада, что я ступаю на свой родной асфальт. Правда, искренне, по-детски я радуюсь, что я дома!