om1.ru
Новый директор Депобразования Онищенко – о ремонте школ, дефиците кадров и патриотическом воспитании С 10 марта 2022 года у городского департамента образования появился новый руководитель. Им стала Ольга Романовна Онищенко, которую мы недавно пригласили к нам в гости, чтобы поближе познакомиться с человеком, который отвечает за одну из самых значимых сфер жизни города.

Новый директор Депобразования Онищенко – о ремонте школ, дефиците кадров и патриотическом воспитании

С 10 марта 2022 года у городского департамента образования появился новый руководитель. Им стала Ольга Романовна Онищенко, которую мы недавно пригласили к нам в гости, чтобы поближе познакомиться с человеком, который отвечает за одну из самых значимых сфер жизни города.
7 июля 2022, 07:40
интервью

Новый директор Депобразования Онищенко – о ремонте школ, дефиците кадров и патриотическом воспитании
Фото: Om1.ru. Новый директор Депобразования Онищенко – о ремонте школ, дефиците кадров и патриотическом воспитании

Ольга Романовна, расскажите, пожалуйста, о себе, так как вы для нашей системы образования относительно новый человек…

«С 2000 по 2020 год я работала в ОмГУ им. Достоевского на любимом юридическом факультете на кафедре уголовного права и криминологии. Понимаю, что всех сразу настораживает название кафедры, но я преподавала очень гуманный предмет, который необходим не только юристу, но и людям других специальностей, а именно юридическую психологию».

 
Досье
Ольга Романовна Онищенко — директор департамента образования Администрации г. Омска.
Родилась в Чите в 1972 году. В 1994 году окончила исторический факультет и факультет психологии Читинского государственного педагогического института им. Н. Г. Чернышевского.
После окончания института работала психологом в органах внутренних дел Читинской, затем Омской области (с 1996 по 2000 год).
В 1995 году прошла переподготовку по специальности «психолог органов внутренних дел» в Академии управления МВД РФ.
В 2000–2020 годы — преподаватель, а затем доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.
В 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по психологии, завершив обучение в заочной аспирантуре (отдел юридической психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ).
В 2012 году награждена почётной грамотой министерства образования и науки РФ за многолетнюю работу по развитию и совершенствованию учебного процесса.
До нынешнего назначения была проректором Института высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии» в г. Москве.

При этом у вас историческое образование, вы окончили исторический факультет?

«Да, это был исторический факультет Читинского государственного педагогического института им. Чернышевского. Тогда это был очень престижный факультет, примерно как сейчас юридический. Я была очарована историей, как ребёнок, меня интересовали археологические экспедиции. Но уже на третьем курсе благодаря преподавателю по психологии я заинтересовалась и этим предметом, поэтому с того момента я училась сразу на двух факультетах, которые успешно окончила».

Давайте вернёмся к Омску. Успели ли познакомиться с доставшимся вам хозяйством?

«Скажу так, департамент образования, без ложной скромности, градообразующий. У нас большое количество учреждений: это 180 детских садов, 151 школа, 20 учреждений дополнительного образования. И по количеству школьников мы идём в одном ряду с другими городами-миллионниками. Есть регионы, в которых сейчас идёт процесс объединения, и там количество учреждений меньше, но количество детей такое же».

Планируется ли такое объединение учреждений в Омске?

«Нет. Думаю, что это практика для тех регионов, которые могут позволить себе подобные эксперименты. Но нужно понимать: когда мы объединяем несколько учреждений, механизм управления усложняется, так как увеличивается количество задач, звеньев и т. д. Мне кажется, что директор школы должен знать каждого ребёнка, а этого можно добиться, если у него в подчинении только одно учреждение. Да и фраза «директор школы» мне как-то ближе уху, нежели «менеджер школы». Поэтому мы будем идти традиционным путём. Более того, у нас могут быть новые школы, мы будем разъединять те учреждения, где появились новые корпуса. Так, у нас стоит вопрос по 30-й школе в Амуре-2. Такой же вопрос может возникнуть
и по некоторым детсадам. Но в любом случае это никоим образом не скажется на качестве обучения».

Какие ещё задачи вы ставите перед собой и департаментом?

«Нужно сохранить имеющееся и приумножить. А самый главный ресурс, который есть в нашем регионе и о котором мы всегда должны говорить, — это люди, поэтому я ставлю себе задачу сохранить кадровый состав. А задачи департамента те же самые, что у всей системы образования страны. Так, мы постепенно должны уходить от формализации образования и делать упор на воспитании. Но этот процесс непростой. Недавно мы подводили итоги работы советников по воспитанию в школах, которые стали работать там с прошлого учебного года в рамках федерального проекта. Мне они понравились: эти люди как раз отвечают за воспитание детей, причём делают это с использованием современных технологий, которые разработаны для разных возрастов».

Давайте поговорим о кадрах. Не секрет, что в учреждениях образования сегодня есть кадровый голод. Как вы видите решение этой проблемы? Как привлечь молодых специалистов?

«Мы, конечно, мечтаем о том, чтобы молодые специалисты шли работать в наши учреждения образования. И мы прекрасно понимаем объективные причины того, почему это не происходит. Выпускник расставляет свои приоритеты, и мы не можем конкурировать в плане финансовых вопросов с рядом других отраслей. Но мы хотим разработать такую систему поддержки, которая бы сделала работу молодого учителя более привлекательной».

Но хватит ли муниципалитету возможностей на то, чтобы самому решить вопрос по мерам поддержки?

«Ни один муниципалитет с такой глобальной задачей только своими силами не справится. И эта проблема ведь не только в образовании. Ковид нам показал, что она же есть и в том же здраво-
охранении. Мы говорим о том, что у нас недостаточно педагогов. На сегодняшний день не хватает 600 учителей. Среди них — достаточно большой процент учителей начальных классов, а также не хватает учителей базовых предметов — русского языка и математики. Есть очень большой дефицит учителей иностранных языков — не хватает 97 педагогов. Печальная тенденция для миллионного города: я смотрела результаты по ГИА (государственная итоговая аттестация для девятых классов — прим. ред.), у нас только два человека сдавали немецкий, один человек — французский, все остальные — английский язык. Но я считаю, что должна быть вариабельность иностранных языков.

Так что, если ещё на федеральном уровне появится программа поддержки молодых педагогов, это будет очень хорошо. И без молодых специалистов сегодня в школах никак. Думаю, у нас есть межпоколенческий разрыв, который нужно как-то преодолевать. Есть очень взрослые, опытные специалисты и очень молодые, а найти общий язык бывает непросто. Сейчас очень много говорится о наставничестве. Но могу сказать, что этот термин не стоит понимать буквально, то есть когда приходит умудрённый опытом учитель, берёт за руку молодого и начинает объяснять, как провести урок. На самом деле наставничество может быть и в обратную сторону. Когда, например, не хватает опытному учителю информационных компетенций, которые есть у молодого специалиста».

Раз уж мы говорим о труде педагога, расскажите, если не секрет, какова сегодня средняя нагрузка у городских педагогов и какая средняя зарплата?

«По нагрузке это 1,8-1,9 ставки на одного педагога. То есть практически каждый омский учитель ведёт две ставки, это колоссальный объём по часам, эмоциональная, интеллектуальная нагрузка, которая вполне может привести к выгоранию. Это, безусловно, может влиять и на качество преподавания. Нередко из-за этого молодые учителя не остаются в школах — такой темп работы нужно уметь выдержать. Для нас это принципиальный вопрос — снизить нагрузку, и чтобы в школы приходили работать молодые учителя. Средняя оплата труда в дошкольных учреждениях 29 тысяч рублей. В школах это 38 тысяч рублей, но нужно понимать, что данная сумма это 1,9 ставки. То есть если мы поделим её пополам, то получим 19 тысяч рублей. Понятно, это недостаточно для любого педагога, но это проблема не только нашего региона».

В следующем учебном году омские школы начнут учиться по новым государственным образовательным стандартам. Готовы ли наши учреждения и педагоги к этому новшеству?

«Этот вопрос достаточно сложный, он вызвал немало вопросов у учителей, родителей. Мы готовимся к этому заранее, 70 процентов педагогов уже прошли обучение на курсах. Идёт переформатирование программ по каждому предмету — например, есть ситуации, когда изучавшееся в одном классе будут проходить в следующем. Да, в первые месяцы будет непросто, но вся методическая помощь учителям будет оказана. Родителям тоже не стоит бояться. И некоторые из них даже могут обрадоваться тому, что у нас не будет второго обязательного иностранного языка».

Несмотря на то что в последние годы идёт техническое переоснащение учреждений образования, есть факты, когда с родителей, например, собирают средства на ремонт классов. Наступит ли такое время, когда учреждения будут самостоятельно решать эти вопросы?

«Ни в коем случае ни Депобразования, ни Минобразования Омской области, ни Минпросвещения РФ не рекомендуют школам собирать деньги с родителей. Государство выделяет большие суммы на ремонты школ, на их материально-техническое оснащение, но мы должны понимать объёмы необходимого, которые у нас есть. В Омске есть школы, которые были построены в 1950-х годах, и их много. У нас есть школа 1926 года постройки. Есть школы с деревянными перекрытиями и т. д. И ремонт окон и фасада — это далеко не всё. Стоит обратить внимание, что есть инженерные коммуникации, крыши, тепловые узлы и многое другое — и это очень дорого. Так что родители, даже если бы они и захотели собрать деньги на этот ремонт, то не смогли бы сделать это. Все школы в разном состоянии. И здесь, как мне кажется, стоит идти по пути, который предложил мэр: привлекать меценатов, которые могут помочь. Это не кисточки и краски, не просто стенд на фасаде школы, а участие в полноценном ремонте, материально-техническом оснащении школы. И знаете, что меня удивляет: первый наш меценат — он не родился в Омске, и второй тоже. А мне бы хотелось увидеть среди меценатов омича».

Насколько для Омска сегодня актуальна проблема с очерёдностью в детсады? Насколько удалось решить эту проблему за счёт строительства новых детсадов?

«В начале июня мы открыли детсад на Тюленина на 140 мест, на конец июня запланировано открытие детсада в посёлке Биофабрика — на 310 мест. Что касается дефицита, есть потребность в полторы тысячи мест, и самые проблемные районы — Старый Кировск и Амур-2. При этом у нас сложилась парадоксальная ситуация — в городе есть 1 053 свободных места для детей дошкольного возраста. Проблема состоит в том, что родители хотят, и это абсолютно оправданно, детсад в пешей доступности. И указанные места не подходят под эту потребность. Мы ведём разъяснительную работу, строятся новые детские сады».

Новый директор Депобразования Онищенко о ремонте школ, дефиците кадров и патриотическом воспитании.

«Патриотическое воспитание — это то, что мы упустили давно и нужно компенсировать сегодня. Но мы должны делать это взвешенно, продуманно и с учётом возрастных особенностей. И, на мой взгляд, любое эффективное воспитание должно быть косвенным, то есть мы воспитываем детей на своём примере».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter