om1.ru
Ненужный норматив? Эксперт в сфере ЖКХ объяснил, почему омичам пока не стоит ждать снижения тарифов на мусор Эксперт в сфере ЖКК Александр Лихачёв рассказывает о том, как в Омской области идёт мусорная реформа. На этот раз он объяснил, из чего складывается тариф и почему он

Ненужный норматив? Эксперт в сфере ЖКХ объяснил, почему омичам пока не стоит ждать снижения тарифов на мусор

Эксперт в сфере ЖКК Александр Лихачёв рассказывает о том, как в Омской области идёт мусорная реформа. На этот раз он объяснил, из чего складывается тариф и почему он
19 июля 2022, 22:15
Блоги

Ненужный норматив? Эксперт в сфере ЖКХ объяснил, почему омичам пока не стоит ждать снижения тарифов на мусор
Фото: Om1.ru. Мусор
 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Александр Лихачёв
председатель правления Омского областного общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ

Ранее я начал небольшой цикл материалов о ходе реформы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. И в первой публикации я рассказал о мерах, которые предпринимаются для прекращения несанкционированного вывоза и выноса отходов как на чужие контейнерные площадки, так и просто где придётся.

Сегодня поговорим о тарифах, нормативах и в целом ситуации в ООО «Магнит»

Во-первых, ещё раз попытаюсь пояснить, что особой значимости для жителей области в изменении нормативов накопления отходов нет, и вот почему. Причины две.

Есть известное федеральное постановление о повышении тарифов на коммунальные услуги не выше определённого процента (индекса) к прошлому году, принимаемого на каждый год для каждого региона — для Омской области в 2022 году он составляет 5,3 процента, то есть на эту цифру могут проиндексировать коммунальные тарифы. Но если требуется увеличить чуть больше, то вводятся так называемые льготные тарифы. Потому с середины прошлого года мы имеем льготный тариф на вывоз ТКО — условно мы платим в городе в многоквартирных домах 102 рубля с человека, а полным рублём платили бы, по моей информации, около 200 рублей. Так что критикуем мы власть часто, но что-то делается и для людей, этого тоже отрицать нельзя.

Потому, если Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК) по результатам последних замеров снизит нормативы накопления, а к этому дело идёт, и будет считаться, что я накапливаю не 22,5 килограмма мусора в месяц, как сегодня, а, к примеру, 20 килограммов, то, если не учитывать льготный тариф — вроде да, и тариф должен сократиться в этой же пропорции, в нашем примере, допустим, на 10 процентов. Но этого не произойдёт, поскольку я сегодня всё равно плачу примерно чуть больше половины от реальных затрат — от расчётного тарифа, остальное доплачивает государство, потому я сколько платил — столько и буду платить, просто бюджет будет на эту разницу меньше денег давать «Магниту» (раз норматив меньше — он меньше мусора собрал) на разницу между расчётным тарифом и тем льготным, что выставляют гражданам. Надеюсь, понятно пояснил.

Есть и вторая причина, в чём меня иногда упрекают читатели, что не очень педалирую тему нормативов. Дело в том, что для потребителей в этой теме особого интереса, по-моему, нет. Тот, кто раздувает эту тему в информационном пространстве, не понимает сути, видит, что на поверхности, и полагает: если сделаем норматив накопления отходов в два раза меньше — платить тоже будем в два раза меньше. Действительно, так было бы для электроэнергии или, например, тепла (где в тарифе львиная доля стоимость топлива, а чем меньше нужно получить калорий — соответственно меньше надо угля). Но для мусора это не так. Потому при уменьшении норматива всё равно платить будем примерно столько же (ну, чуть меньше), и вот почему.

Рассчитать тариф

Как считается любой тариф? Сначала РЭК, получив материалы того или иного поставщика, с учётом имеющихся у них нормативных документов Федеральной антимонопольной службы (там инструкции типа на 1000 жителей положено одну тётушку в окне и т. п.) рассчитывает так называемую необходимую валовую выручку за год. То есть это сколько денег в нашем случае «Магнит» должен получить за 2022 год при 100-процентной оплате (чего никогда в жизни не будет), чтобы не уйти в убыток. Считают затраты на главный офис конторы и клиентские офисы в районах и округах (вот почему уже ранее говорил: недаром я предложил пользоваться существующей базой ООО «Омская энергосбытовая компания», а то ещё на 12 копеек в ценах 2019 года платили бы больше), зарплаты работников, затраты на автомашины для перевозки отходов (это львиная доля) и т. д. Кстати, тоже не раз писали, почему у нас тариф выше, чем мог бы быть: а лишь потому, что возим за 100–200 километров в сельские районы, потому что в Омске нет полигона, а в других городах есть.

Вот РЭК всё это сплюсовала, что-то при проверке посчитала излишним и вычеркнула, и получилось, например, условно, что на существование «Магнита» без прибыли и без убытков надо, допустим, 5 миллиардов рублей в год (все цифры условные — чтобы поняли суть расчётов). Потом всё это делится на количество мусора, которое должен собрать и пристроить (перевезти, переработать, закопать в хвосты и т. д.) «Магнит». И после деления получаются затраты на приём 1 тонны мусора.

Первоначально объём мусора определяли расчётным путём (а как иначе — кто его считал до мусорной реформы), и, по моей информации, никто не знает — столько его на самом деле, больше или меньше — есть разные мнения. А теперь представьте — мы по итогам замеров снижаем норматив, то есть мусора вроде как будет в целом по году меньше (норматив накопления умножаем на количество людей, или для юридических лиц (там ведь тоже нормативы) на число кинотеатров, к примеру, или банков). Но общая сумма необходимой валовой выручки-то не сильно изменилась: как был офис «Магнита» на Декабристов, 45/1 — так и остался, как сидели, условно, 16 человек в окошках на приёме, так и сидят, что при 25 кг мусора с человека, что и при 15 кг машина как приезжала во двор каждый день, так и будет приезжать и полконтейнера забирать. Только непосредственно на переработку, захоронение отходов уменьшатся затраты — раз мусора стало меньше, но это только небольшая часть годовой сметы.

В целом упрощенно, кто изучал в институте экономику, понимает, что при уменьшении количества отходов цена приёма одного килограмма или кубометра, что неважно, отходов просто возрастёт — возрастают издержки на сбор, вывоз и обработку одной единицы отходов — вот и вся тема.

Теперь давайте поясним на примере. Если условно при сегодняшнем нормативе накопления отходов считаем, что в год все омичи вместе выбросят 10 миллионов кубометров мусора, то приём одного кубометра стоит 10 рублей, а при уменьшении норматива накопления отходов, например в два раза, и оставшемся общем количестве отходов за год, например 5 миллионов кубометров в год, просто стоимость приёма и обработки одного кубометра отходов увеличится почти вдвое (за минусом машин и дизтоплива) условно до 18 рублей за кубометр. Таким образом, получается, что, снижая норматив, мы увеличиваем расходы на приём одной единицы отходов, неважно кубометр это будет или килограмм.

Потому да, нужно постараться возможно точнее посчитать нормативы накопления, но от снижения нормативов особо ничего простому омичу не перепадёт. Во-первых, просто увеличится цена приёма одного кубометра, во-вторых, областной бюджет, на мой взгляд, просто сэкономит часть денежных средств, которую сегодня получает «Магнит».

 
При этом напомню ещё раз, что с введением раздельного сбора отходов с декабря прошлого года собственники помещений в любом многоквартирном доме, как в городе Омске, так и в районах области, могут общим собранием принять решение о переходе на оплату за обращение с ТКО не по нормативу, а по факту накопления отходов. Для этого необходимо одно условие: данный дом должен иметь площадку с контейнерами для накопления сортированных и несортированных отходов. Только пока ни один дом, включая и тот, где я живу, и дома наших УК, не перешёл на эту схему, что, скорее всего, может говорить — нормативы в целом справедливые в среднем по городу.

Посчитал для своего дома и получилось, что столько же, как и сейчас, даже чуть дороже по факту. Вообще, кто ещё не считал для своего дома, посчитайте: норматив умножаем на количество зарегистрированных людей в доме — это сегодня, а факт — он в каждом дворе будет разным: сколько контейнеров и какой они ёмкости, сколько раз вывозят. Но сегодня не об этом.

Есть вопрос? Есть ответ

Следующий вопрос, который прямо задают на встречах, поэтому прямо на него отвечу: а не может ли так быть, что «Магнит» как-то договорился с РЭК? Теоретически, конечно, может, но практического смысла в этом нет никакого. Ну повысят они тариф для «Магнита» чрезмерно — это же сразу ударяет по бюджету области, сразу придёт проверка из антикоррупционного управления, всех причастных к расчётам выгонят с работы (ведь очень просто проверить первичные документы — сколько денег уходит на оплату дизтоплива, зарплату водителей и т. д.), а завышенный тариф отменят задним числом.

Во-вторых, как мы указывали выше, в целом тариф для всех поставщиков коммунальных услуг ограничен верхней планкой постановления Правительства России. Как вы считаете — если всех ограничат 5,3 процента, а «Магнит» — 10,3 процента, то завтра же другие могут пойти жаловаться в соответствующие органы с тем же конечным результатом отмены завышенного тарифа.

Когда же тогда ждать снижения тарифа на услугу по обращению с ТКО? Реально размер тарифа для всех категорий, кроме села (так как оттуда всё равно будут возить), снизится только тогда, когда в городе построят полигон. Читатели знают, что есть проекты по Таврическому и Омскому районам. Но есть и не понимаемый мною порядок, когда все мы должны оплачивать строительство новых коммунальных объектов, которые возводят ресурсоснабжающие компании. Так же и с ТКО может быть, что построят полигон, за счёт этого тариф могут уменьшить. Но одновременно введётся так называемая инвестиционная составляющая, когда РЭК Омской области обязана будет согласовать доплату с потребителей к тарифу на строительство подобных объектов инфраструктуры.

Наконец, на сегодня последний вопрос: почему правительство области, народ или все вместе не выгоним «Магнит»? Такой вопрос задают тоже довольно часто. Ясно же, что если будет не «Магнит», то будет иная компания. От этого что — тариф понизится? Со своей стороны могу сказать, что нам с «Магнитом» ещё повезло — кому интересно, посмотрите сайт «Твёрдые бытовые отходы» — да, есть такой профессиональный сайт, я его постоянно просматриваю, особенно судебную практику и опыт других регионов по сбору и обработке отходов. Так в других регионах своя история: то, к примеру, где-то оператор обанкротился, то другой работникам не платил, и они забастовали, и т. п. У нас руководители предприятия и вывозящие отходы подрядчики пока держатся, хотя финансовое положение, по моей информации, сложное, а почему — об этом поговорим в следующий раз.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter