— Работа городского общественного транспорта — это тема, которая волнует омичей, ну примерно… всегда! Сегодня у меня в гостях Вадим Геннадьевич Кормилец, руководитель департамента транспорта города Омска. Вадим Геннадьевич, вы знаете, какие боли, связанные с транспортом, беспокоят омичей на сегодняшний день?
— Надеюсь, что да. И надеюсь, что в полной мере. Людей больше всего волнует ритмичность работы транспорта, интервал движения. То есть люди хотят, чтобы транспорт ходил чаще, чтобы интервалы были меньше, чтобы вместимость подвижного состава была выше. И чтобы стоимость проезда была ниже.
— Когда вы сами ездили последний раз на общественном транспорте? Не ради проверки, а по необходимости.
— Два дня назад, на троллейбусе. Ездил на вокзал и обратно.
— Почему так получается, что у нас до сих пор нет электронных удобных приложений, нет комфорта внутри автобусов, нет электробусов? Можно ли всю инфраструктуру сделать масштабнее и комфортнее для омичей?
— И можно, и нужно! Но я с вами не соглашусь уже в первом посыле. Во-первых, приложения есть, и ими люди пользуются для оплаты проезда. Город Омск в 2015 году мощно стартовал в части использования безналичных средств оплаты проезда. На сегодняшний день это и различного рода транспортные карты, электронные транспортные карты регионального министерства труда, карты «Омка» для льготников, единая карта омича. Это возможность оплаты проезда через NFC-таблички, через использование QR-кодов.
Есть специализированный сайт, в том числе и его мобильная версия. При необходимости там можно посмотреть, где в настоящее время находится подвижной состав того или иного маршрута. Причем в режиме реального времени. Единственная поправка — в этой программе отслеживаются практически все автобусы, троллейбусы и трамваи, которые работают в Омске по регулируемому тарифу, или проще говоря, по контракту с департаментом транспорта. А есть перевозчики, которые действуют по нерегулируемому тарифу, они, как правило, работают на автобусах малого класса и далеко не все подключены к этой программе, поэтому их не везде и не всегда можно увидеть.
![]() |
---|
Скриншот с примером работы приложения bus-55.ru |
— Почему тогда, если это всё есть и работает, на остановках образуются такие очереди? Автобусы идут битком, в них душно. Это я сейчас говорю то, что пишут люди. Возможно, это не так?
— Нет, я не буду опровергать. На самом деле в департамент транспорта поступают жалобы, что не весь подвижной состав оснащён кондиционерами. У нас 111 троллейбусов, это троллейбусы «Адмиралы», которые поступили за последние годы, начиная с 2020-го, все они оснащены кондиционерами. Из этих 111 троллейбусов в 110 в настоящее время система кондиционирования находится в исправном состоянии. Только на одном троллейбусе необходимы ремонтные работы.
По автобусам ситуация чуть похуже. Автобусы где-то 2018-го, где-то 2020 года выпуска. И преимущественно на них стоят системы кондиционирования иностранного производства. Не всегда есть запчасти. Не всегда можно обеспечить достаточно быстрое поступление этих запасных частей для проведения ремонта. Поэтому на сегодняшний день условно можно говорить, что порядка 50 % автобусов работают с исправной системой кондиционирования, на остальных требуется ремонт или замена запчастей.
— Почему на остановках постоянно пробки из людей? Есть нехватка транспорта?
— Нет.
— Всё нормально?
— Нет, я не сказал, что нормально. Я специально сказал «нет». Объясняю. Вот смотрите, допустим, остановка общественного транспорта кинотеатра Маяковского. Сколько через неё проходит маршрутов? Ну, с десяток, грубо говоря, если не больше. Почему на ней постоянно стоят люди? Они ждут своего маршрута. Кому-то нужен троллейбус, кому-то нужен автобус. На крупных остановках всегда стоят люди, ожидающие свой транспорт.
![]() |
---|
— Так, Вадим Геннадьевич, я не поняла, у нас есть недостаток в общественном транспорте или нет?
— Да, можно сказать, что есть определённый недостаток, но я бы скорее перефразировал, есть потребность у пассажиров, чтобы автобусов и троллейбусов было больше. Поступают периодически обращения с просьбой увеличить количество автобусов, которые работают на том или ином маршруте.
Мы эти обращения отрабатываем. Часть обращений имеет под собой весомое обоснование. Самым бойким на сегодняшний день у нас является 78-й маршрут. Он идёт через Кузьминки, и в утреннее время автобусы переполнены. Мы кратно увеличивали пассажировместимость на этом маршруте в прошлые годы, меняли автобусы среднего класса на автобусы большого класса, вместимостью в два раза выше. Всё равно недостаточно. Открывали дополнительные параллельные маршруты, запускали круговые вывозящие рейсы на этом же маршруте, чтобы большее количество пустым автобусом забрать. Вот это наиболее проблемный, скажем так, участок на сегодняшний день.
А некоторые обращения не имеют под собой реального обоснования. Потому что мы направляем контроль в линию, смотрим наполняемость, периодичность отправления автобусов с той остановки, на которую заявитель непосредственно указывал. И получается, что наполняемость там может быть 50 %, бывает 70–80 %. Ну то есть возможность сесть в автобус и совершить поездку есть. А пустить туда дополнительный автобус — это дополнительные расходы у предприятия. Есть же определённые соображения целесообразности использования подвижного состава и экономическая обоснованность применения большего количества автобусов.
— Мне нравится, что вы признаёте, что есть над чем работать. Это сильная сторона руководителя. Есть ли в перспективе идеи приобретения дополнительного подвижного состава?
— На 2025 год никаких планов по обновлению муниципального транспорта нет. Но! В этом году мы через министерство транспорта Омской области сформировали заявку на приобретение новых 55 автобусов среднего класса, скорее всего, это будут автобусы ПАЗ, на четыре городских маршрута. Поэтому, как только станет понятно, что заявка Омской области одобрена, будет ясно, что в этом году эти автобусы должны поступить в Омск. Но начнут эксплуатироваться они на маршрутах с 1 января 2026 года.
— Это центр в основном будет?
— Навскидку это 55, 58, 20 и, если не ошибаюсь, 42 маршруты. И для того, чтобы это обновление произошло, мы до 1 августа будем разыгрывать конкурсную документацию, определять подрядчиков и заключать с ними контракты на выполнение работы уже в 2026 году.
— Тогда переходим к оплате. Дорожает всё. И проезд тоже. Мне тут сказали, что, оказывается, у нас в Омске один из самых дорогих в Сибири проездов.
— Это неправда.
— Давайте тогда этот миф развеем?
— Выше стоимость проезда сразу в трёх городах. Это не к Сибири относится, но — Казань. В Сибири — Красноярск. Из южных регионов — это Краснодар. Стоимость проезда сейчас по каждому городу в отдельности не скажу, там она варьируется от 44 до 50 рублей за одну поездку. У нас в Омске на сегодняшний день при электронном способе оплаты проезда, напомню, — 35 рублей. Наличкой — 40. То есть ниже на сегодняшний день. Даже чуть ниже, чем в том же Новосибирске.
В этом году планируется повышение стоимости проезда. Потому что расходы бюджета очень высокие на компенсацию разницы в стоимости проезда между той стоимостью, которая оплачивается самим пассажиром и экономически обоснованным тарифом в предприятии. Эту разницу кто-то должен платить. Допустим, у пассажирского предприятия № 8 стоимость проезда составляет на этот год, если я не ошибаюсь, 50 рублей 21 копейку, а пассажиры оплачивают 35 рублей. Кто эту разницу будет компенсировать предприятию? Мера вынужденная.
Практика показывает, что другие города, те же Казань, Новосибирск, идут по пути ежегодной индексации стоимости проезда. С учётом инфляции, безусловно. Не для того, чтобы больше заработать самим, а для того, чтобы компенсировать повышение стоимости горюче-смазочных материалов, резины, колёс.
Для понимания, у нас пассажирские перевозки в Омске осуществляют муниципальные перевозчики, ПП № 8, электрический транспорт. И частные перевозчики. С электрическим и с ПП № 8 все понятно. Частные перевозчики условно делятся на две части. Одна группа — это перевозчики, которые выполняют перевозки на маршрутах с регулируемым тарифом. То есть не самостоятельно устанавливают стоимость проезда.
Но есть вторая категория перевозчиков, которые работают на маршрутах с нерегулируемым тарифом, и им федеральным законодательствам предоставлено право самостоятельно назначать стоимость проезда. Поэтому у некоторых частных перевозчиков стоимость проезда может быть 42, 43, 45 рублей. То есть они сами вправе устанавливать стоимость проезда, исходя из экономической ситуации.
— А нельзя их всех перевезти в регулируемый тариф?
— Можно. Есть города в России, где 100 % подвижного состава общественного транспорта работает на маршрутах с регулируемым тарифом, но при этом кратно возрастает нагрузка на бюджет. Вот допустим, те 34 перевозчика, которые работают на маршрутах с нерегулируемым тарифом, для того чтобы перевести в регулируемый тариф, дополнительно из городского бюджета необходимо ежегодно тратить примерно 1,6 миллиарда рублей.
При том что в 2024 году такая сумма составила из бюджета, ну, очень грубо, 2 миллиарда. То есть 3,6 миллиарда из городского бюджета было затрачено на организацию пассажирских перевозок, на компенсацию мер и оплату льготников. А обратно в бюджет было перечислено порядка 1,6 миллиарда 590 миллионов. Это те деньги, которые поступили в счёт оплаты проезда. Они вернулись в бюджет.
— А не хотите такое ввести, например: платишь в день 150 или 200 рублей и катаешься, сколько хочешь?
— Проездной билет примерно по этому принципу и построен, только платишь не в день, а в месяц или за 15 дней на период действия этого проездного.
![]() |
---|
— А такое интересное устройство, как валидатор, как оно у нас в Омске прижилось?
— Валидаторы не только прижились, они ещё и распространяются. В этом году стоит задача дополнительно в 100 автобусах установить валидаторы. Это мера вынужденная, мы об этом говорим постоянно, и я прямо акцентирую внимание на ней. Установка валидаторов в подвижном составе — это не самоцель. Это вынужденная мера, потому что такая профессия, как кондуктор, уходит в прошлое.
Не хватает кондукторов. И для того, чтобы компенсировать их отсутствие, мы вынуждены устанавливать эти системы оплаты проезда. И практика показывает, что они работают, омичи пользуются. Есть определённые нарекания к их работе. Это сбой в непредоставлении обратной информации, звуковой или визуальной, о том, что платёж прошёл. И это заставляет людей, которые переживают, что не прошла оплата, производить повторную оплату, к сожалению. И потом предъявляются претензии, что не видел подтверждения и вынужден был оплатить несколько раз.
Стараемся возвращать такие затраты обратно, но, кроме всего прочего, пассажирский сервис сейчас расширяет новую функцию на валидаторах, которые будут спрашивать пассажира: «Вы уверены, что хотите оплатить вторую поездку?». То есть нужно будет прикоснуться к экрану и подтвердить, что да, я собираюсь этой же картой выполнить оплату второй или третьей поездки, если, допустим, я за себя плачу, за свою жену, за детей или друзей, например.
— Омичи у нас ответственные? Платят как надо или зайцем обычно проезжают?
— Омичи у нас, как и все остальные граждане Российской Федерации, хорошие, порядочные люди. Но, к сожалению, не все оплачивают проезд. И статистика говорит о том, что у нас порядка 9–10 % ездят безбилетниками.
— Ай-яй-яй, друзья мои, давайте будем порядочными и добросовестными омичами! Левый берег. Давайте его затронем. Это сейчас наша боль. Очень много вопросов, связанных с ним.
![]() |
---|
— Это временная боль, причём вынужденная. Вы уж извините, я сразу вас перебиваю.
— Вы об этой боли, видимо, знаете?
— Периодически, конечно, поступают жалобы. Не скажу, что на постоянной основе. Если вы имеете в виду осложнение в движении транспорта из-за ремонта бульвара Архитекторов, ну да, есть такой нюанс. Но с другой стороны, подождите, после реконструкции на некоторых участках дорога будет иметь по шесть полос, на некоторых по четыре полноценные полосы с разделителем посередине. Со светофорными объектами, 12 современных остановок общественного транспорта, троллейбусная линия на всём практически протяжении. Там пешеходных переходов под сотню будет оборудовано. Ну что это за головная боль?
Я прямо к омичам сейчас обращаюсь. Подождите немного. В этом году откроют бульвар Архитектора. Будет шикарная, удобная, безопасная улица, с тротуарами, с освещением, с озеленением, с велодорожками!
Мост имени 60-летия ВЛКСМ тоже сейчас вызывает определённые неудобства. Конечно. Но подождите. Техническое состояние серьёзного инженерного сооружения требовало ремонта. Точка. Я даже голос непроизвольно повышаю. Что тут обсуждать-то? Мост требует ремонта. У нас с вами в квартире, например, обои отваливаются, но мы не хотим терпеть неудобства от ремонта, поэтому будем дожидаться, пока они полностью не отвалятся. Нас это устраивает? Наверное, нет. Но и здесь такая же ситуация.
Ситуация в принципе складывается неплохо, потому что именно для того, чтобы облегчить условия проезда на Левом берегу, очень активно проводилась работа со стороны мэрии, со стороны подрядчика, чтобы открыть поперечное движение по улицам 70 лет Октября, Степанца, по проспекту Комарова, открыть троллейбусное движение на этом коротком промежутке по бульвару Архитектора от Комарова до 70 лет Октября в обратном направлении. Есть сквозной проезд по улице Ватутина, по улице Волгоградской. Этого мало? При том, что исходя из всех, скажем так, нормативов, сквозное движение транспорта по бульвару Архитекторов должно быть полностью исключено. И поперечное тоже на период проведения работ. Но это же делается для омичей. Может быть, просто об этом мы не говорили раньше. Ну хорошо, вот я сейчас лишний раз скажу. Это делается именно для омичей, осознанно.
— Вы пришли не с пустыми руками. Расскажите, что вы принесли и для чего это?
— Это приспособление, которое предназначено для подсветки пешехода вблизи или на проезжей части, на тёмных, неосвещённых участках улицы либо в тёмное время. Почему это важно? Потому что водитель двигается в автомобиле с определённой скоростью. И для того, чтобы остановиться во избежание наезда на пешехода или во избежание дорожно-транспортного происшествия, ему нужен либо запас по тормозному пути, либо запас по времени. И чем раньше водитель увидит пешехода, который выходит на проезжую часть, тем выше вероятность, что он будет контролировать ситуацию и не совершит наезда. Потому что, к сожалению, пешеходы не всегда адекватно ведут себя при пересечении проезжей части. И выходят в непосредственной близости перед автомобилем, предполагая, что водитель нажал на тормоз и остановился.
— Расскажите, какие на ближайшие год-два есть планы у департамента транспорта?
— Мы на сегодняшний день просчитываем перевод 117-го маршрута, автобусного, удалённого, скажем так, в категорию маршрута с регулируемым тарифом. Мы планируем это сделать в ближайшее время при финансовой возможности.
А в перспективе рассматриваем для себя увеличение количества дорог, которые оснащены выделенными полосами для общественного транспорта. Это классная вещь. Она сокращает время в пути. Это примерно то, с чего мы начинали с вами. Это комфорт поездки. И те выделенные полосы, которые мы организовали на сегодняшний день, поддерживаются и одобряются пассажирами. Будем продолжать работу над совершенствованием расписаний движения. Ну, в общем, все усилия будут направлены на улучшение комфорта и ритмичности поездок.
Om1 Омск, Сергей Мельников