om1.ru
Что скрывается за гранью бодрствования? Сны и их толкователи, от истоков до сегодняшнего дня О чём говорит сон? Пытаемся разобраться вместе с мудрецами прошлого и эзотериками настоящего.

Что скрывается за гранью бодрствования? Сны и их толкователи, от истоков до сегодняшнего дня

О чём говорит сон? Пытаемся разобраться вместе с мудрецами прошлого и эзотериками настоящего.
12 апреля 2024, 18:26

Что скрывается за гранью бодрствования? Сны и их толкователи, от истоков до сегодняшнего дня
Фото: unsplash.com

Испокон веков человек задавался вопросом: что же означают те удивительные видения, приходящие к нам в часы усталости, когда, закрыв глаза, мы проваливаемся в какую-то «инаковость»? Какой смысл лежит в этом движении сплетений знакомого и чуждого? И кто бы смог ответить нам на эти вопросы, кто смог бы заставить исчезнуть эту пелену неясности?

Многие пытались, причем в самое разное время. Сегодня тема снов точно так же остается очень популярной: гадатели на картах Таро, трактующие сны, сомнологи и многие другие специалисты стараются удовлетворить интерес, вновь проснувшийся в людях. Это интерес к «таинственному», к тому, что лежит за гранью обыденного. Для того, чтобы разобраться, давайте поговорим о тех, кто занимался и продолжает заниматься трактованием снов.

Одними из первых, серьезно взявшихся за рассмотрение вопроса о смысле сновидений, были длиннобородые средневековые алхимики. К примеру, известный мейстер «веселой науки» Парацельс, живший в 16-м столетии, в своей работе «Магический Apxugokc» посвятил снам целую главу.

Он считал, что существуют сны естественные и сверхъестественные.

Первые являются очень ценными и приходят сами после плодотворной работы, неся в себе учение о новом и ответы на вопросы, которые человек не мог отыскать, пока бодрствовал.

«Некоторые просыпаются рано утром и говорят, что ночью видели прекрасные сны, будто предстал во плоти сам Меркурий (или тот или иной философ) и научил (тому или иному) искусству, но оно совсем выпало из памяти, так что ничего не могут припомнить».

В таком случае Парацельс рекомендует отбросить все насущные дела, остаться наедине с собой в комнате и с тщанием постараться вспомнить явившийся сон, ведь он действительно может оказаться самым важным из возможных итогов работы. И здесь на ум сразу приходит известная всем легенда о Менделееве, которому во сне явилась его периодическая таблица. Скорее всего, это был именно что «естественный сон», за время которого все мысли гениального отца современной химии пришли в состояние порядка, что открыло перед ним тропинку к удивительному открытию.

Второй вид снов, а именно «сверхъестественные сны», это вещие послания, источник которых Бог. В них «…ангелы и добрые духи являются нам иногда в моменты крайней нужды». Парацельс приводит в пример различные библейские сюжеты, упоминая Иосифа, Ананию, трех волхвов, Корнелию, во снах к которым пришел посланник бога, и благодаря этому с ними не приключилось дурного.

Третий вид, который Парацельс называет «иными» сновидениями, представляет собой сны, в коих человеку являются давно умершие родственники, его предки, жившие 50, 100 и даже 1000 лет тому назад. Толкование таких снов в те времена было очень популярным занятием, о чем автор упоминает, говоря, что «…многие пытались те сны толковать…», и добавляет, что если бы человек мог сохранять сознательность во время сна и задавать вопросы пришедшему духу, то «узнал бы от него истину по любому своему желанию». Такие сны очень хорошо описаны в романе «Голем» Густава Майринка, известного мистика и эзотерика.

Но давайте теперь перенесемся ближе к настоящему и обратим внимание на Карла Густава Юнга.

Будучи психологом (по сути, затмившим фигуру своего учителя Зигмунда Фрейда), он занимался изучением природы сна, полагая, что сновидения это манифестация, крайнее выражение коллективного и индивидуального бессознательного. Это открытая дверь, которая закрывается, лишь только мы просыпаемся. Но правильный подход к анализу сна, его толкованию — это ключ, к глубинам нашего «Я», который нужно лишь найти.

Юнг предлагал метод «большого количества аналогий». Он говорил, что после пробуждения следует сконцентрировать внимание на конкретном образе из сна и дать ему как можно больше аналогий, а далее разбирать таким образом каждую деталь сновидения в отдельности. Помощь в этом может оказать знакомство с мифологией, ведь «сновидения говорят на мифологическом языке символов». Он считал, что незнание этого языка ведет к ошибкам в толковании снов. Также он предлагал ещё два подхода для толкования смысла сновидений — объективный и субъективный.

В первом все персонажи, встреченные нами во время путешествий по ирреальному, должны пониматься как реальные люди: мать — это мать, отец — отец, подруга — подруга и т. п. Их отношения к нам и друг с другом могут сообщить человеку о каких-то мелочах в коммуникации, которые он не замечал ранее, или даже помочь ему увидеть, как дальнейшее общение с ему знакомыми личностями может начать развиваться.

Второй подход призывает рассматривать все встреченные образы из сна как части нашего «Я» и, исходя из этого, стараться проанализировать: что же это (например, приснившийся медведь) может значить? И почему в данный период времени «Я» могу быть или не могу быть именно таким, каким предстал себе во сне? Применив к этому образу метод аналогий, мы можем постараться увидеть в нём какие-то черты, которые стали нам свойственны или были свойственны всегда, но мы их не замечали, что, безусловно, влияет и на картину понимания нас самих в целом.

Таким образом, толкование снов по Юнгу — это способ познать как самого себя, так и окружающую нас действительность.

К вопросу о снах можно подойти и с другого конца — со стороны художественной литературы. Говард Филипс Лавкрафт — поэт, прозаик, эссеист, а также автор большого количества произведений в жанре ужасов, неоднократно обращался к теме снов. Один из его основных литературных циклов так и называется — «Цикл сновидений». В нём автор рисует дуальную картину мира: с одной стороны, у нас есть обыденная реальность, а с другой — удивительный мир снов, в который при должном тщании или по случайности человек может войти. Что его ждёт по другую сторону? Возможно, обретение могущества и знаний… или нечто куда более страшное. Если пытаться вычленить посыл, предназначенный для читателей, то сны по Лавкрафту — нескончаемый источник новых идей, настоящее царство воображения, которое все мы можем иногда посещать.

Мы поговорили с начинающим эзотериком Мариной Шибаловой, которой доводилось заниматься толкованием снов.

— На что вы опираетесь во время толкования сновидений?

 — Чаще всего на свой опыт, переживания и травмы. Но если сон совсем сложно расшифровать, руководствуюсь сонником Фрейда.

— Почему одному и тому же сну сомнологи могут давать разные интерпретации, связано ли это только с методом или даже в рамках одного метода можно получить разный результат?

 — Мне кажется, это связано с тем, что сомнологи судят по себе, и в их трактовке каждый человек может найти ту интерпретацию, которая ему больше подходит. Так как мы живём в обществе, имеем общий набор травм, переживаний и подсознательных мыслей, а также ассоциации. Поэтому один сон имеет много интерпретаций, где каждая интерпретация может подойти отдельному человеку.

— Стоит ли самостоятельно заниматься толкованием собственных снов, или это опасно, и лучше обращаться к специалисту?

 — Толковать свои сны самому полезно. Неважно, как вы это делаете. Это помогает вам лучше прислушаться к себе и своему подсознанию, ставит вас на правильный путь в принятии решений, выстраивании границ, определения желаний, страхов и т. д. Короче говоря, если вы интерпретируете свои сны, то вы лучше живёте в психологическом плане.

— Существуют ли вещие сны, встречались ли вы с проявлениями такого на практике?

 — Да, вещие сны, существуют, у меня бывали такие. Это нормально, и, по-моему, это можно объяснить психологически. Это скрытая способность мозга, потаенная работа, при которой человек анализирует спрятанные от активного сознания мелкие произошедшие события, нюансы жизни, составляет логическое решение и предполагает: «А что же случится дальше?». И, зачастую, решение такой задачки оказывается верным. Просыпаясь, мы обнаруживаем, что всё, что с нами происходит, мы уже видели во сне. Наш мозг, как бы странно ни звучало, работает во сне гораздо активнее, чем когда мы бодрствуем.

— Что вы можете посоветовать тем, кто хотел бы научиться толковать свои сновидения?

 — Я хочу посоветовать людям прислушиваться к себе, обращать внимание на свои травмы и переживания, анализировать их и рефлексировать над ними. Понимание себя — ключ к пониманию своих и чужих снов.

— Есть ли какие-то книги, которые вы могли бы посоветовать начинающему толкователю сновидений?

 — Я не могу посоветовать книг, потому что, на мой взгляд, это трата времени. Не так сложно, на самом деле, прорефлексировать, понять, что тебя тревожит, что тебе нужно. Для помощи с интерпретацией могу посоветовать краткую версию — сонники. Они могут натолкнуть на то, о чем вы забыли из-за травмы, например, помогут вспомнить это, пережить. Ну и, конечно, если что-то ваш очень сильно волнует, обратитесь к психологу — он уже более детально разберётся не только с вашими снами, но и с вами.

Данил Гриценко

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter