Маршрутки подорожают? Терминалы будут висеть? Разбираемся с введением онлайн-касс

С первого июля предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок, обязаны перейти на онлайн-кассы. Портал Om1.ru разобрался, чем это обернётся для простых омичей.

Что вообще происходит?

Первого июля 2019 вступают в силу поправки в 54-й Федеральный закон. С этого момента некоторые категории предпринимателей, в том числе и те, кто занимается перевозкой пассажиров, обязаны использовать онлайн-кассы. Они, в отличие от обычных, автоматически передают информацию в налоговую. Кроме того, онлайн-касса оборудована фискальным накопителем — съёмным устройством, в котором хранится информация обо всех сделанных покупках.

Это значит, что маршрутки перестанут принимать наличку?

В конце прошлого года действительно ходили слухи о том, что с первого июля общественный транспорт будет работать только «по безналу». Ведь для того, чтобы принимать оплату наличными деньгами, предприниматели и Департамент транспорта должны были бы понести колоссальные расходы и поставить полноценный кассовый аппарат в каждую машину.

Однако в мае Госдума подкорректировала закон и позволила бизнесу использовать «облачные» технологии — данные о продажах могут передаваться на фискальный накопитель с обычного терминала, которым уже оборудованы все автобусы и большинство маршруток. Поэтому изменений в форме оплаты не будет, горожане по-прежнему смогут покупать билеты и за банкноты, и по карточкам.

А цены на проезд из-за этого вырастут?

Могли бы. По первоначальному варианту закона предпринимателям (и мэрии) пришлось бы покупать отдельный фискальный накопитель на каждый терминал. Вместе с накладкой, позволяющей терминалу работать с накопителем, это встало бы в 15 тысяч рублей за штуку. Однако те же майские изменения позволили этого не делать; о подробностях нам рассказал заместитель директора группы компаний «Автодор» Александр Бакалов.

Александр Бакалов:

– Последние поправки позволяют нам использовать существующее оборудование, с небольшими разовыми расходами на старте. Данные с терминалов будут пересылаться в «облако», а оттуда уходить на фискальный накопитель. Он вмещает в себя 250 тысяч транзакций, а благодаря «облаку» мы можем присоединить его сразу ко многим терминалам и тем удешевим себе стоимость проекта.

Приблизительный расчёт: стоимость фискального накопителя — 7 тысяч рублей, касса в «облаке» обойдётся в 2 тысячи за месяц. Таким образом, если один накопитель будет заполняться за 30 дней (на этот срок ориентируются в «Автодоре»), он добавит к стоимости каждого билета меньше 4 копеек.

То есть вместо билетов теперь будут выдавать длинные чеки?

Действительно, чек онлайн-кассы существенно длиннее обычного. В нём должна содержаться информация об ИНН, номере кассового аппарата и другие важные данные. Весной Департамент транспорта даже выразил по этому поводу обеспокоенность: в стандартном терминале хватило бы ленты всего на 50 таких чеков, а скорость обслуживания пассажиров пала бы до невообразимых низот.

К счастью, те же майские поправки позволили отправлять всю эту информацию в «облако», а пассажирам выдавать обычные короткие чеки, на которых, однако, будет пропечатан QR-код. С помощью этого кода любой омич сможет зайти на сайт вендора — «Пассажирсервиса» — и получить оттуда ИНН, номер кассового аппарата и все прочие цифры, если они ему вдруг зачем-то понадобятся.

Стоит заметить, что на некоторых билетах QR-кода не будет. Так, льготники при проезде в автобусе формально не расплачиваются, а реализуют право на льготу. По словам главы «Автодора» Николая Артемьева, если бы при этом им выдавали полноценный фискальный чек, возникло бы двойное налогообложение: предпринимателям начисляли бы налог сначала при продаже билета, а потом при поступлении денег из бюджета — ведь за льготников платит Министерство труда.

А серверы налоговой не зависнут от такого потока билетов?

Опасность довольно серьёзная, ведь по России ездит не меньше пяти миллионов автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток, а билеты, особенно в час пик, продаются со скоростью пулемёта.

Николай Артемьев:

– Серверы в налоговой не в востоянии были бы принимать такое количество данных, колоссально увеличится трафик. Однако последние поправки освободили нас от необходимости передавать информацию в момент пробития чека, она будет накапливаться в «облаке» и потом пересылаться централизованно.

Онлайн-кассы позволят окончательно победить нелегальных перевозчиков?

Строго говоря, их уже победил 220-й Федеральный закон. После его введения в Омске практически не осталось маршруток, работающих без карты маршрута. Едва ли не последним «нелегалом» (по крайней мере, по мнению омской мэрии) является Евгений Краморов — предприниматель, который придумал хитрую схему и возит пассажиров по ликвидированному 322-му маршруту. Сам он, впрочем, уверен, что действует в рамках закона и рассказал порталу Om1.ru, что только рад внедрению онлайн-касс.

Евгений Краморов:

– Сейчас мы перевозим омичей только за наличные, однако с онлайн-кассами сможем ввести безналичный расчёт. В результате круг пассажиров расширится. Мы, безусловно, перейдём на новую систему, поскольку это требование федерального законодательства; сейчас обсуждаем, как именно это будет реализовано. Вероятно, сделаем как Департамент транспорта: «облако» и переносные терминалы, которые будут к нему привязаны.

Что в сухом остатке?

Перевозчики уверены, что пассажиры практически не заметят перехода на новую систему. Сами предприниматели к изменениям относятся положительно: так, использование онлайн-касс позволит централизованно собирать статистику о количестве пассажиров на конкретных маршрутах и, соответственно, более качественно оказывать услуги по перевозке.