om1.ru
Пять шагов к 30 рублям: как росли цены на проезд в Омске. Инфографика Портал Om1.ru вспомнил, что происходило с городским транспортом за последние несколько лет.

Пять шагов к 30 рублям: как росли цены на проезд в Омске. Инфографика

Портал Om1.ru вспомнил, что происходило с городским транспортом за последние несколько лет.
30 октября 2018, 13:00

Накануне мэрия сообщила омичам пренеприятнейшее известие: цены на проезд в городском транспорте могут вырасти до 30 рублей. Причем они будут одинаковыми и в автобусах, и в маршрутках, так как параллельно всех частных перевозчиков хотят перевести на муниципальные контракты.

Предположим, пугающие цифры еще немного «скостят» во время баталий в Горсовете, но в серьезности намерений администрации сомневаться не приходится. В ход пустили железные аргументы: топливо и запчасти дорожают, ПАТП не могут рассчитаться с долгами, дефицит бюджета растет, на компенсацию межтарифной разницы денег в казне больше нет.

Все это вызывает легкое дежавю. Операции по спасению муниципального транспорта за счет омичей предпринимаются не в первый раз. Портал Om1.ru решил вспомнить, как это происходило в последние годы.

 

 

2012. Битва за 12 рублей

Не будем брать совсем уж незапамятные времена, когда проезд в автобусах стоил 10 рублей, а в маршрутках — 11. Начнем отсчет с 2012 года, в котором стоимость поездки подняли до 12 рублей в муниципальном транспорте и до 13 — у частных перевозчиков. Это сопровождалось ожесточенными битвами всех заинтересованных лиц. РЭК установила экономически обоснованный тариф в 17 рублей, маршрутчики просили даже 19. Но мэрия и Омский городской совет решили, что плата за проезд не должна превышать 13 рублей. По крайне мере, пока.

Тогдашний мэр Вячеслав Двораковский намекал, что для общего благополучия цены нужно поднять до 21 рубля. Омичи возмущались.

2013. Бунт «зайцев»

Тем не менее планы были частично реализованы в следующем, 2013 году. Плату за проезд повысили на 4–5 рублей. С января она выросла с 12 до 16 рублей в автобусах и с 13 до 18 рублей в маршрутках, представленных тогда исключительно «газельками». Но и этого оказалось мало. Директор дептранса Олег Осинский настаивал, что 16 рублей — это полумера, «дешево и некачественно», и цены надо поднять до 17, а лучше — до 20 рублей.

Причина все та же — экономически обоснованный тариф выше, чем реальная себестоимость поездки. Но горожан эти доводы не убеждали. Январское повышение цен встретили сюрреалистической акцией — в автобусах катались люди в масках зайцев, призывавшие пассажиров к протесту.

2014. «Ну теперь в последний раз»

«Зайцы» оказались не слишком устрашающими, и следующее подорожание случилось в июле 2014 года. Это могло произойти и раньше, но в ситуацию вмешался тогдашний губернатор Виктор Назаров, решивший поделиться с городом 130 миллионами рублей. Денег хватило только до лета. Затем плата в автобусах, трамваях и троллейбусах повысилась до 18 рублей, сравнявшись с ценами в маршрутках. Некоторое время стоимость поездки в них была одинаковой, что, конечно, не сыграло на руку муниципальному транспорту.

У горожан тогда был нелегкий выбор: ездить за 18 рублей в изношенных медленных автобусах или за те же деньги — в не менее «убитых» «газельках». Впрочем, последние вскоре повысили стоимость своих услуг до 20 рублей.

С маршрутками, кстати, тогда царил полный хаос. По официальным данным, зарегистрировано было только 5% машин, то есть почти вся выручка оседала в карманах частных перевозчиков, без отчислений налогов и прочих общественно полезных деяний. На качестве услуг это не сказывалось: по городу в то время разъезжали «царские» маршрутки в леопардовых тонах и машины с картонками вместо стекла. Остановки по требованию еще были не запрещены.

На повышение цен оппозиция снова отреагировала креативными митингами. Например, перед итоговым голосованием в Горсовете Тамара Дубинец из ЛДПР, нарядившись в русский сарафан и кокошник, раздавала депутатам листовки с текстом: «Не голосуй за повышение стоимости проезда, поросеночком станешь!». Не подействовало. Хотя депутаты изо всех сил старались сохранить лицо. Коммунисты заявили, что не поддержат решение, ЛДПР выразила с ними солидарность. Представители «Единой России» тоже сказали, что не хотят поднимать цены, но долг обязывает: иначе транспорт просто встанет.

В любом случае, достигнув психологически важной отметки в 18 рублей, мэрия заявила, что это в последний раз: мол, больше проезд дорожать не будет.

2015. Повысили, снизили, повысили

Слово держали почти два года. Правда, не без эксцессов. В самом начале года о повышении цен заявили маршрутчики — омичам предложили ездить в «Газелях» за 22 рубля. Такого коварства им не простили: началась настоящая битва. Прокуратура признала предельные тарифы незаконными, и суд постановил «откатить» их даже не к 20, а к 18 рублям. Параллельно понижения цен добивались общественники в Верховном суде, требуя еще и вернуть пассажирам излишне уплаченные деньги. Но успеха в этом не достигли.

В итоге летом 2015 года случилось историческое событие: впервые цены в маршрутках не повысили, а понизили. Но омичи рано праздновали победу. Решение суда основывалось на том, что у маршрутчиков была неверная методика расчета. Как только РЭК навела порядок в документах, перевозчики задумались, как восполнить свои потери с лихвой.

О том же задумался департамент транспорта, забыв прошлогоднее обещание про последний раз. Новый директор ведомства Виталий Маслик заговорил, что разумная цена за поездки в автобусе — 22 рубля.

2016. Грозный 220-ФЗ

С изменениями не стали сильно медлить. В январе в Омске началась эпопея с Федеральным законом №220, который разделил тарифы на регулируемые и нерегулируемые. В зависимости от длины маршрута частники подняли цены до 22 или 25 рублей. Фактически город перешел на 25-рублевый проезд в маршрутках: дешевые 20-рублевые «Газели» остались только на окраинах.

Департамент начал рьяно бороться с нелегалами и составлять единый реестр перевозчиков. На этом фоне цены на проезд в автобусах в апреле увеличили до 22 рублей, продержавшись чуть более полутора лет после обещания больше ничего не повышать. Проезд подорожал сразу на 4 рубля.

 

Омичи немного помитинговали и смирились со своей участью.

«Первоапрельская шутка» (цены выросли с 1 апреля) по омским меркам продержалась довольно долго. Два с половиной года мэрия уверяла, что не думает о повышении стоимости проезда. «Вопрос назрел», по выражению нового главы дептранса Александра Вялкова, осенью 2018 года.

Путем простой арифметики получается, что за 6 лет омичи стали тратить на проезд вдвое больше. Если в 2012 году при цене в 12 рублей на автобусы уходило около 6,2 тысячи рублей в год (из расчета 2 поездки в день 5 дней в неделю), то по нынешнему тарифу эти расходы выросли до 11,4 тысячи. При стоимости в 30 рублей транспорт будет обходиться уже в 15,6 тысячи в год. К сожалению, реальные доходы жителей на этом фоне только падают.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter