om1.ru
Экологические итоги года. Изменился ли Омск в 2020 году и в какую сторону? Каждый месяц мы пишем о том, что над городом стоит удушливый смог, на каком-то из предприятий нашли превышение выбросов или неправильно оформлены разрешительные документы. Вместе с омскими экологическими экспертами разбираемся, что важного произошло за 2020 год и что делать в следующем, чтобы воздух в Омске стал чище.

Экологические итоги года. Изменился ли Омск в 2020 году и в какую сторону?

Каждый месяц мы пишем о том, что над городом стоит удушливый смог, на каком-то из предприятий нашли превышение выбросов или неправильно оформлены разрешительные документы. Вместе с омскими экологическими экспертами разбираемся, что важного произошло за 2020 год и что делать в следующем, чтобы воздух в Омске стал чище.
30 декабря 2020, 10:45
Спецпроект

Чем дышать?

Проблема с выбросами в Омске актуальна как никогда. Аварии на ТЭЦ, превышение нормативов по выбросам, работа при неблагоприятных метеоусловиях – в 2020 году было всё. В городе, помимо 12 стационарных постов мониторинга, действует одна передвижная эколаборатория, и количество пунктов контроля состояния воздуха постоянно растёт. В конце года, например, появился ещё один пост в Ленинском округе. При этом омичи обращались с жалобами в центр экологического мониторинга 15 690 раз.

По мнению эксперта по проблемам окружающей среды Сергея Костарева, работа мобильной лаборатории – заслуга нынешнего министра природных ресурсов и экологии Ильи Лобова.

«Результатов никаких, но люди видят и могут жаловаться. Мы увидели запрос омичей на хорошую окружающую природную среду. Раньше в год было 200-250 жалоб, а сейчас в месяц принимают тысячами», — отмечает Костарев.

Казалось бы, в ситуации могла бы помочь установка таких датчиков мониторинга воздуха рядом с предприятиями. Обсуждение этой инициативы, по словам эксперта, ведётся на федеральном уровне, но всё время откладывается, а это позволило бы отправлять информацию с труб не только в ведомства, но и в открытые источники.

Сергей Костарев, эксперт по проблемам окружающей среды:

«До тех пор, пока не установят системы мониторинга воздуха на предприятиях, реального улучшения не произойдет. Такой контроль сразу же исключит возможность сокрытия каких-либо нарушений».

Хотелось по итогам 2021 года сказать, что датчик есть на каждой трубе, но пока перспективы туманны.

Альтернативные источники… загрязнения

Не выбросами едиными озадачена омская экология. В уходящем году правительство обратило внимание на выхлопы от транспорта. Закуплены метановые автобусы, приехали в Омск новые трамваи и троллейбусы. По мнению Сергея Костарева, в этой области еще много направлений развития — например, улучшение трамвайных путей.

Ещё одна тема — частный сектор, а точнее его печное отопление, которое никак не учитывается в качестве источника выбросов. «При низком качестве сжигания углеводородного топлива там образуется очень большое количество бензапирена — вещества первого класса опасности, вредная концентрация которого крайне невелика. Я всегда говорю: один грамм бензапирена всё равно, что тонна сажи от ТЭЦ», — уточнил Костарев в беседе с Om1.ru.


ТЭЦ-5 в Омске наделала много дыма из-за аварии, которую, правда, отрицает. История вновь подняла обсуждение модернизации станции, проводить которую «ТГК-11» не спешит. Фильтры на трубы надеются поставить за счёт федеральных средств. Эксперты же считают, что теплоэнергетике нужна глобальная реновация.

Владимир Лифантьев, омский экологический блогер:

«В городе Экибастузе, где тоже топят углём, норма выбросов 350–400 мг/м3, а у нас порядка 1200 мг/м3. Это говорит о том, что нам нужно снижать норматив выбросов. Стоит в принципе пересмотреть теплоэнергетическую систему города и внести в неё такое понятие как «экология». Но все понимают, что угольная энергетика — это история прошлого века, которая через 15 лет будет неактуальна. Поэтому тратить деньги на реконструкцию существующей системы нерационально, хотя это было бы полезно для всех омичей. Нужно действовать решительно — высчитать с них вред экологии, чтобы они поняли, что штрафы обойдутся им дороже, чем реконструкция».

Список неподписантов

Завеса тайны приоткрылась над тем, какие предприятия не хотят сотрудничать с Минприроды и не подписывают соглашение об экологическом партнерстве. Общественность в абсолютном недоумении, а вот для экспертов по экологии Омска, это, конечно, не стало открытием.

Владимир Лифантьев, экологический блогер:

«Год назад список не подписавших соглашения состоял из пяти предприятий. Те, кто не хотел подписывать год назад, не сделали этого до сих пор. «ТГК-11», например, постоянно фигурируют в медиа как загрязнители. На «Омскшину» долгое время не обращали внимания, но после ситуации со сливом стоков в реку и проверки Роспироднадзора выявили 59 нарушений. Думаю, что в основном это позиция “есть что скрывать”».

Подлил масла в огонь «Омсктехуглерод», на котором Росприроднадзор выявил 18 нарушений природоохранного законодательства. Предприятие демонстративно расторгло соглашение с министерством природных ресурсов и экологии, но впредь намерено добровольно «синхронизировать свою производственную деятельность с периодом неблагоприятных метеоусловий». Однако о том, чтобы пускать на свою территорию проверяющих (а это один из главных пунктов соглашения), в письме директора «Омсктехглерода» министру экологии не говорится.

Информационная открытость

Даже подписавшие соглашения предприятия не всегда до конца открыты. Они заявляют, что готовы предоставлять информацию о качестве воздуха на территории влияния, но по факту этого не происходит.

Омский учёный и блогер Игорь Федоров считает, что причина не столько в желании что-то скрыть, сколько в возможностях промышленников.

Игорь Федоров, журналист, блогер:

«Есть менее и более подготовленные компании. Условно, у того же ОНПЗ, который вкладывает огромные деньги в перевооружение и экологию, есть что показать в области применения наилучших доступных технологий. А тем, кто выжимает последние соки из оборудования 30–60-летней давности, экономя на всем, показывать нечего — им сложнее демонстрировать свою экологическую открытость».

Проверки имени Абрамченко и общественное мнение

В этом году Росприроднадзор проводил проверки предприятий по поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко. В «список Абрамченко» вошли «Омский каучук», ТГК-11, «Первая грузовая компания», «Омсктрансмаш», Омский НПЗ, «Омсктехуглерод» и «Омскшина». Такие федеральные проверки, конечно, важны, но самим омичам тоже стоит держать руку на пульсе и проявлять нетерпимость к загрязнителям, считает Игорь Фёдоров.

Такого же мнения придерживается блогер Владимир Лифантьев. По его мнению, общественность должна помогать ведомствам.

Владимир Лифантьев, экологический блогер:

«Помощь экоактивистов природоохранным ведомствам должна быть не номинальной и квалифицированной. Я выступаю как общественный инспектор, но занимаюсь этим давно и имею некоторую квалификацию, понимаю физические процессы, происходящие в окружающей среде. Любой общественный инспектор сначала приходит в эту тему как обычный активист и постепенно набирается знаний и опыта. Но многие, кто мог и хотел бы этим заниматься, почти сразу разочаровываются в своих возможностях».

Пандемия и бюджет

В этом году Омск внезапно лишился средств, выделенных на реализацию федерального проекта «Чистый воздух». Виной тому стала пандемия – средства перераспределили в пользу Минздрава. Однако это не значит, что экология города должна остаться без внимания. Блогер Игорь Фёдоров отмечает, что надо продолжать выполнение нацпроекта «Экология» и «заставлять предприятия вкладываться в экологию».

На улучшение экологии города денег и вовсе не нужно, считает Сергей Костарев. Его позиция такова: «Средства выделяются на борьбу c экологией. Деревья, например, не за бесплатно вырубают. Если посчитать, сколько у нас там тысяч деревьев вырубается, и умножить это все на 5 тысяч рублей, положенные за каждое дерево, то получится вполне достаточное количество ресурсов, чтобы высадить еще столько же деревьев, а то и больше».

 
Дендросад как главное экособытие года

Возьмём на себя смелость назвать битву общественников и чиновников за дендросад имени Гензе главным экологическим событием года в Омске. Часть памятника природы регионального значения хотели отделить и превратить в природный рекреационный комплекс регионального значения «Старозагородный».
Тревогу забили активисты, понимающие, что инициатива может закончиться застройкой комплекса. Они принимали активное участие во всех организованных слушаниях, не дав принять концепцию без согласования с общественностью. История пока не закончилась — слушания отложили из-за сложной эпидемиологической ситуации.

Что делать?

Улучшить межведомственное взаимодействие и увеличить штрафы предлагает Владимир Лифантьев. По его мнению, суд должен принимать более жёсткие решения в отношении тех, кто вредит экологии.

Владимир Лифантьев, экологический блогер:

«Была показательная история с выявленными нарушениями на СК. Росприроднадзор выдал предписание, которое подтвердил суд, но предприятие его так и не выполнило. Заводу пошли навстречу и продлили без штрафов сроки исполнения предписания на полгода — за 6 месяцев можно установку заново построить. Но они ещё даже не взялись за устранение, и им снова продлили срок, не назначив штрафа. А по-хорошему, штраф каждый раз нужно еще увеличивать. Вопрос в том, почему суд гуманен к предприятиям, но не к здоровью людей?»

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter